Обратите внимание: материал опубликован более чем десять лет назад

Загадка прощального фильма16

Загадка прощального фильма
Подарив зрителю «Вечное возвращение», Кира Муратова обещала больше кино не делать, и слово свое держит уже четвертый год.  В течение этого срока я не решался нажать «play» – опасался неприятных сюрпризов. Вчера решился. Скажу заранее: худшие ожидания подтвердились. Лучшие – тоже.

С первого же эпизода Муратова удивила четкой фабулой и прописанностью диалогов.  Примерно так выглядят учебные работы по сценарному мастерству.

 

Вот приходит мужчина к женщине и прямо с порога рассказывает о своей проблеме:  у него есть жена, но он полюбил другую и теперь не знает как быть. В смысле: остаться с женой или уйти к любовнице.

 

Героиня в недоумении:  мы с тобой бывшие однокурсники, мы двадцать лет не виделись – почему ты пришел ко мне?  А гость объясняет:  ты была самая умная девушка на курсе и я специально приехал спросить совета. Как скажешь, так и сделаю.

 

И он рассказывает, как сильно любит эту новую женщину – Люду.  Ну тогда разводись с женой и уходи к ней, - советует однокурсница.  Гость в шоке: как ты можешь такое советовать!  Я люблю свою жену Люсю и никогда ее не брошу!  - Значит оставайся с женой. – Ну как ты можешь! А – Люда?! Не ожидал от тебя такой черствости!

 

И он снова начинает плакаться о любви к Люде и к Люсе. Однокласснице начинает это надоедать:

 

- Ну тогда живи с обеими!

 

Гость в шоке:  ты меня обижаешь!

 

- Ну, тогда бросай обеих и напейся!

 

Мужчина оскорбляется и уходит из дома.

 

***

 

На протяжении сцены усиливается ощущение  ученической постановочности – как будто смотришь студенческий актерский этюд.  Это – когда легкость мастерства еще не пришла, и вместо образа видишь конкретного исполнителя в конкретной роли.  Такое же навязчивое присутствие ремесла и в режиссуре; - к примеру, во время разговора о безвыходности, женщина усиленно теребит в руках толстую веревку – это такой толстый-претолстый намек зрителю.  И, хотя появление веревки замотивировано действием,  ученическая грубость детали удивляет:  здесь явно что-то не то.

 

А потом другой мужчина приходит к другой женщине и знакомый этюд повторяется с другими исполнителями. А потом – с третьей парой. С четвертой. С пятой и так далее. В конце концов выясняется, что перед нами – записанные на пленку актерские пробы.  Дело в том, что  режиссер, который делал это кино, неожиданно погиб, и теперь продюсер показывает богатому сахарозаводчику отснятый материал. Показывает  с целью раскрутить потенциального инвестора на деньги для завершения фильма. Не собираюсь интриговать будущего зрителя:  раскрутить – удалось.

 

***

 

А сейчас скажу ужасные слова:  «Вечное возвращение» - последний фильм гениального режиссера Киры Муратовой – это откровенная ...режиссерская халтура.  Без всяких поправок на артхаус,  то есть: халтура со всеми признаками халтуры – дилетантизмом мышления,  профессиональной беспомощностью и – запахом ремесленного пота.

 

Точку, однако, не ставлю – запятую.

 

***

 

После третьего курса у нас половина группы училась на режиссуре, а половина – на фотографии. Курсовые задания были общие, и тут возникала проблема. Дело в том, что у фотографов с киномышлением, мягко говоря, не очень. И вот представьте ситуацию: приносит тебе однокурсник игровой этюд и смотрит жалобными глазами: помоги.

 

А материал можно не глядя - в мусорную корзину: куча «красивых»  кадров, а кино делать не из чего.  И для таких случаев применялся испытанный поколениями двоечников «режим спасения». Нужно всего лишь доснять хоть какую финальную сцену и длинный-предлинный перебивочный кадр. Который порезать на куски и расставить по материалу – типа «параллельного действия».  И эти разнопородные съемки-досъемки отсечь друг от друга цветом. Если, к примеру, основное действие черно-белое, то параллельные вставки и финал – цветные.

 

Понятно, что это не кино, а халтура, хорошая мина при плохой игре – лишь бы зачет получить.  Так вот: кино Киры Муратовой сделано в этом самом «режиме спасения» и в точности с описанной выше схемой.

 

Но и этого мало – в конце сеанса зрителя ожидает еще один неприятный сюрприз.

 

***

 

...Я имею в виду финальную сцену – раскрутку инвестора на бабло. Анекдотичная развязка не просто вырывалась из общей ткани фильма, она поразила ощущением нетипичного для Муратовой игривого одесского дурновкусия. В чем дело?!!

 

А заключительные титры все прояснили:  финальная сцена была придумана и сделана совершенно другим автором. В полном соответствии со студенческими условиями «спасения».

 

Напрашивается вопрос: так это значит, что Кира Муратова сделала бездарное кино? 

 

Ответ покажется неожиданным:  Кира Муратова очередной раз сделала талантливое кино и доказала, что ее место – в первом ряду мировых режиссеров.  То, что позорно студенту – позволено гению. Задолбав зрителя повторами, она таки заставила его поверить и испытать знакомое наслаждение.  Тут моя хамская «алгебра» заканчивается; это как у Феллини:  картонный корабль плывет по полиэтиленовому морю, а мы – верим.


***

 

И еще. «Вечное возвращение» - кино феминистское. Стереотипный сюжет «пришел мужчина к женщине» вывернут наизнанку и подан с таким тонким юмором, с таким презрением к мужской половине человечества, что даже ...абыдно понимаешь ли.  Все как и в прежних фильмах: мужчины существа примитивные  и только в женщине может быть тайна и сексуальная привлекательность.

...Умница Муратова никогда не боялась сплетен на свой счет.

 

В исходной сцене наверняка не обошлось без михалковских «пяти вечеров», где неотразимый и брутальный герой в эффектной мужской шляпе заходит в комнату к женщине и делает ее счастливой.  От прежнего образа осталась  только шляпа и мизансцена;  многочисленные мужчины муратовского фильма,  не снимая шляп, врываются в дом женщины и начинают плакаться, истерить и просить помощи прямо с порога.

 

И в этих «мужских» головных уборах они выглядят  настолько идиотски, что даже престарелый Дартаньян ...молчу, молчу.

 

***

 

А напоследок хочу вернуться к чужеродному финалу и высказать свою фантастическую версию. Наверняка Муратова прекрасно понимала, что ее кино самодостаточно и без притянутой за уши развязки. Но вряд ли это понимали другие люди.  Может быть те, которые дают деньги, или еще кто-то – не знаю. Но в заключительном диалоге жуликоватого продюсера со спонсором звучит интригующая фраза:  «неудача гения – это совсем не то, что неудача никому неизвестного режиссера».

 

...Эти слова никак не могли быть авторским текстом - настоящая Кира Муратова всегда была выше афористичных истин.

 

***

 

P.S. Личная зрительская оценка – ну конечно пятерка!