Ориентация студента в пространстве4
Всего, по данным пытающегося быть полезным портала latvija.lv, заявки в ВУЗы подали почти 10 тыс. рефлектантов, что немногим меньше показателей 2012 года (не учитывая некоторые другие, даже приличные высшие заведения). И хотя продвинутая и удобная система электронной регистрации позволяет кинуть свою заявку сразу в несколько ВУЗов, обходя ненужные поездки и трату денег, это вряд ли скрашивает общую картину. И самым забавным во всех этих цифрах является, пожалуй, не тот факт что ЛУ и РТУ как обычно обставляют всех «конкурентов» с приличной форой, а то, что юные выпускники школ регистрируются сразу на 6-7 программ, зачастую, весьма полярного профиля.
Со стороны это похоже на акцию в супермаркете - платите за одну регистрацию, и кидайте свои заявки хоть во все десять возможных ячеек. И консультанты и учителя советуют то же самое, ведь выгодно же! Правда бросается в глаза совсем другое - с каким холодком смотрят на всё это сами выпускники, со всех сторон бомбардируемые «социальным позитивом».
Да, латвийцев рождается маловато. Да, кредитная порука поглощает целые семьи. И, да, попытки найти счастье на бескрайних полях Евросоюза не прекращаются. Но разве мы сами решили что-то менять в этой картине? И речь идет не о прожжённых старцах, которые могут писать целые руководства по выживанию, а о молодых людях, которые, к сожалению, не всегда удачно ориентируются в пространстве.
Психология (не путаем с психиатрией), социология, и прочие «гуманные науки», конечно важны и пригодны, но ведь надо знать меру! Например, в тот же ЛУ, при 13 бюджетных мест на бакалавра психологии в этом году подается аж 402 заявки, и аналогичная ситуация держится уже чуть ли не десятилетие. Приличные «сборы голов» можно наблюдать и на социальных и экономических направлениях, и невольно подкрадывается мысль о том, что будущие специалисты вовсе не заинтересованы в своих сферах, а скорее в веселой студенческой жизни или некоем удобном месте под солнцем. И кстати, судя по заявкам, каждый четвертый был бы не прочь заняться управлением (какая разница чего?) или администрацией налогов. Что ж, перспектива для Латвии весьма тенденциозная.
Ещё, впоследствии такого образования, можно попробовать себя в роли эксперта, также неважно чего. Каждое из достопочтимых министерств обладает целым перечнем работ, в графе которых числятся такие туманные обозначения как «консультант», «эксперт» или «специалист».
Особенно много таких должностей можно зафиксировать в рядах команды министерства образования, которое до недавнего времени находилось под опекой уважаемого Р.Килиса, заделавшегося теперь, как он сам выражается, «социально активным анархистом». Оставив после себя целый каламбур хаоса, и поссорив многих представителей сферы образования, этот антрополог спокойно покинул свой пост, наглядно показывая как можно быть простым экспертом и «просто что-то планировать». И даже если эта активность не представляла собой ничего существенного, а дела министра оказались замяты и забыты (в латвийском стиле), то это всё равно оставило свой отпечаток на многих, в том числе и на учащихся ВУЗов.
„Все течет и всё меняется”, твердил один античный грек, и хотя сегодня его слова звучат совсем пресно, есть повод думать, что и в тихом омуте рано или поздно нагрянут перемены. Вряд ли благодаря чему-то извне, ой вряд ли.
Говоря о студентах можно посмотреть на пример недалекой от нас Скандинавии, в странах которой уже практически нет молодых местных лекторов, но которым быстро нашлась замена в лице амбициозных азиатских специалистов, прошедших обучение в этих же самых университетах. И тут уж слово «специалист» звучит совсем не с издевкой, а с ярким привкусом серьезности и конкуренции, которой подвержен каждый второй выходец из стран в которых производится 90% мировой промышленной продукции.
Так уж сложилось, что привлекать российскую или белорусскую молодежь у нас, в Латвии, не принято, хотя учитывая нестыковки этих стран с Болонской системой образования, такой вариант мог бы оказаться привлекательным для обеих сторон. И пусть даже лекции велись бы на английском, а не на адаптированном под публику русском! Но вряд ли такой проект вдохновил бы правящую коалицию и всё наше политическое закулисье.
Остается только радоваться за тех, кто выбирает путь врачей или ветеринаров (ну, или физиотерапевтов), который приносит спасение тысяче человеческих жизней, или инженеров, которые помогают строить не кривые здания. И даже за компьютерщиков, которым, в общем-то, все равно где работать, ведь они свой хлеб могут заработать и дистанционно.
Конечно, обычно в жизни всё складывается намного тривиальней, с целой подноготной «распилов-откатов», конвертных заработков и экономии на безопасности, но тот факт, что есть и ребята, ставящие перед собой серьезные цели, вызывает лишь уважение и желание поддержки.
Как вывести многих молодых людей из амебного состояния? Это вопрос, по-видимому, не психологии и не социологии, а правильной, зрелой и не палочной мотивации, которая как-то пропадает и в семьях и в школах. Самое обидное, что даже найдя то самое «уютненькое место под солнцем», человек отнюдь не становится хозяином собственной жизни, а приучается к подхалимажу и двойным стандартам.
Во всяком случае, достижением уже можно считать тот факт, что в нашем обществе человека с двумя высшими образованиям начинают воспринимать намного проще, да и они себя уже ставят далеко не в первый ряд академической братии. Не модно это как то, гордым быть.