Обратите внимание: материал опубликован более чем шесть лет назад

Сергей Оленкин: «Обучать аутентичному пению лучше всего с детства…»1

Сергей Оленкин: «Обучать аутентичному пению лучше всего с детства…»
В международном фестивале Augšdaugava 2018, прошедшем 20 мая в староверской деревне Слутишки, принял участие фольклорно-этнографический коллектив «Ильинская пятница» под руководством его создателя Сергея Оленкина, что можно считать знаковым моментом – у руководства Даугавпилсского края обозначился интерес к созданию фольклорного ансамбля славянских традиций. 

Существующие записи подлинных традиционных народных песен – плод фольклорных экспедиций. Важность в том, что материал звучит из уст самих носителей культуры на местах ее бытования. Увы, они уходят, и уже близок тот день, когда носителей традиций не станет совсем. Впрочем, и количество исследователей фольклора у нас исчисляется единицами. Между тем собранный материал, по словам Сергея Александровича Оленкина, уникален. Уникальность в самой культуре пения, включающей в себя множество исполнительских стилей. Ансамблево-импровизационная техника пения развивалась и глубоко прорабатывалась в народной певческой среде веками. Данный глубинный опыт предстает фундаментом всех исторически последующих форм музыкальной культуры. Сергей Александрович сожалеет, что эти особые, базовые тонкости скрыты от поверхностного взгляда и не учитываются молодыми исполнителями во всей своей целостности. Тем важнее знакомство с подлинным звучанием народной песни, такие песни можно было услышать на фестивале Augšdaugava 2018 в исполнении коллектива Студии аутентичного фольклора «Ильинская пятница». Оленкин привез две группы студийцев, в одной поют и танцуют дети, в другой – взрослые. 

 

За свой счет…

 

– Студия «Ильинская пятница» образовалась в 1989 году. «Состав участников у нас, к сожалению, меняется, – отмечал Сергей Оленкин в беседе с «СейЧас». – Наши воспитанники проживают ныне во многих странах – так сложилось... А кто-то оставил студию по семейным обстоятельствам – родились дети, обозначились материальные проблемы, что заставляет больше работать и т. д. Вот и получается, что сегодня мы принимаем всех, кто изъявил желание постигать аутентичный фольклор. Должен сказать, что русские Латвии мало интересуются этим направлением. Почему? Трудно объяснить. Классической является ситуация, когда этнос, находящийся в иноэтничном окружении, все свои силы бросает на сохранение объединяющих начал – символов идентичности. А традиционная культура, фольклор – как раз и есть то общее, что роднит представителей этнической группы. Диаспора, подверженная опасности ассимиляции, начинает намного больше ценить культуру своего народа. Гоголь считал: история народа превращается в пустую абстракцию, если народ потерял свои песни. Русские в Латвии борются за образование на родном языке, но при этом внимания на сохранение остальной части своей культуры не обращается. Хорошо бы исследовать эту ситуацию, да некому, в этом смысле недостает интереса со стороны гуманитарной интеллигенции. У меня вышла книга «Русский и белорусский фольклор в Латвии на рубеже тысячелетий». Несколько лет я искал спонсоров. Обращался и в Российское посольство, откуда перенаправили в фонд «Русский мир». В итоге получилось, что мой проект прошел первый этап конкурса, а на втором его зарубили. В 2017 году я издал эту книгу за свой счет.

 

Далее Сергей Александрович припомнил фестиваль «Рига музик», проводившийся под руководством Петериса Селги. «Петерис тогда был увлечен идеей показать фольклорные ансамбли из разных стран. Один из концертов фестиваля проходил в Даугавпилсе – в зале сидело человек 10–12. Вроде, и объявления давались…» Поддерживая тему, «СейЧас» рассказала о концерте в Даугавпилсе (2010) балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского, которого признают лучшим балалаечником мира. Те, кто хоть раз слышал его игру, подтвердят: с первого же мгновения впадаешь в состояние восторга, шока и счастья одновременно. Но Даугавпилс интереса к таланту русского музыканта не проявил – зал был скорее пуст, чем полон. Стыдно…

 

«А давайте попробуем!»

 

«Митрофан Пятницкий (1864–1927) в свое время создал Государственный академический русский народный хор – это был коллектив, исполнявший истинно народные произведения, –продолжает С. Оленкин. – Пятницкий начал с того, что дал концерт крестьян-великороссов, выписанных из Воронежской, Рязанской и других губерний. Исполнялись лирические, плясовые, исторические песни. М. Пятницкий получил известность и как знаменитый собиратель русских песен. Сам ездил по деревням и записывал. А потом показывал на концертах русскую песню в ее подлинном исполнении, так, как она звучала веками. Но когда Пятницкий умер, репертуар и принципы работы подкорректировали – фольклор направили в идеологическое русло, что, конечно же, оттолкнуло слушателей. Исполнение уже не стало вызывать прежних эмоций, звучала подделка под фольклор. 

 

Я был потрясен, когда впервые услышал настоящую этнографию. В середине 1980-х по радио нередко передавались записи этнографических ансамблей. Однажды в узком кругу друзей мы разговорились на эту тему, и я предложил: "А давайте попробуем!" Несколько месяцев разучивали три песни. Потом записали на магнитофон и… разочарование – не получилось. Меня это задело, и я поехал в Ленинградскую консерваторию. Так совпало, что в эти дни в Ленинграде проходил фестиваль молодежных фольклорных ансамблей. Сибирские песни, казачьи… Исполнительское мастерство поразило! В Ленинграде мне дали первые уроки работы со звукозаписью, в то время при консерватории открылся фольклорно-этнографический центр, и я прошел там стажировку». 

 

Фольклорная студия (детская) «Ильинская пятница» была создана на базе Рижской Русской гимназии (ныне Рижской Гризинькалнская средняя школа им. Гердера). Позднее она получила название Студия аутентичного фольклора «Ильинская пятница». За прошедшее время ансамбль студии принял участие в более 100 фольклорных фестивалях и научных конференций, проходивших как в Латвии, так и за рубежом. Пять раз «Ильинская пятница» становилась победителем во Всероссийских смотрах-конкурсах детских и юношеских фольклорных ансамблей. В 2000 и 2004 гг. участницы ансамбля удостоились высшей награды в конкурсе Dziesmu dziedu, kāda bija (Рига). Сергей Оленкин является лауреатом Большой фольклорной награды Института литературы, фольклора и искусства Латвийского университета (2001), удостоен Награды Года Baltais zvirbulis департамента культуры Рижской Думы за сохранение и популяризацию культурного наследия и активную деятельность в сфере обучения традиционному пению (2009). В багаже его наград Общественная премия «Признание» за исследования в области традиционного пения (2011). 

 

Ах, если бы нынешняя действительность не вымывала выпестованных педагогом исполнителей за пределы страны и одновременно за пределы культурной активности….  

 

Единственная в Латвии

 

Оленкин убежден: обучать аутентичному пению лучше всего с детства. «Я бы с удовольствием проводил у вас мастер-классы, – говорит Сергей Александрович, откликаясь на предложение заняться обучением участников будущего фольклорного ансамбля, который собираются создать в Науенской волости. У меня большой опыт работы с детьми. Но эти дети, молодежь, должны быть мотивированны».  

 

Десятки фольклорных экспедиций Оленкина (1989–2017) позволили создать богатый архив народных песен различных жанров. В репертуаре «Ильинской пятницы» – календарные обрядовые, свадебные, лирические, вечёрошные и др. песни, духовные стихи латгальских, витебских и себежских белорусов, русских жителей Псковско-Латвийского приграничья. Растерять это достояние преступно, а на сохранение и развитие нужны средства и люди, заинтересованные в этом не на словах. Наибольшее количество русских свадебных песен было записано Оленкиным в Педедзенской волости Алуксненского края, до 1920 года эта местность входила в состав Псковской губернии России. «Здесь очень богатый фольклор, и сам Бог велел внести его в Национальный Список нематериального культурного наследия Латвии», – говорит фольклорист. Что до песен староверских, то они записывались Сергеем Александровичем по всей Латгалии, в том числе в Науенской волости, а также в соседних с ней волостях Даугавпилсского края, в Резекненском крае. 

 

«В Польше есть регион – Подляшье, где большая часть населения – белорусы, – делает акцент Оленкин. – До недавнего времени эти люди сохраняли не только белорусский язык, но и подляшские диалекты. Сегодня язык теряется, происходит ассимиляция. На окраине города Бельск-Подляски подвижник белорусской подляшской культуры Дорофей Фионик организовал Музей малой Отчизны: перевез срубы, собрал предметы старинного обихода. Наш ансамбль был приглашен выступить там. Дорофей попросил у меня совета относительно сохранения этнографической культуры. Я тогда надиктовал целый список необходимого. Когда спустя год мы опять приехали в Бельск-Подляски, большая половина из списка была выполнена, включая фольклорные экспедиции, пошив копий народных костюмов... Я провел там с десяток мастер-классов. Результатом стало создание фольклорного ансамбля "Жэмэрва", сегодня он прекрасно работает, продолжается исследовательская деятельность. 

 

Что касается латвийских русских, то тут в отношениях с традиционной культурой почти ничего не меняется. Во всем новом под толстым слоем "евроштукатурки" мы, радостно улыбаясь, узнаем формы старого. Формальное, привычное со времен культпросвета отношение к сокровищам национальной культуры, увы, преобладает. Русская студия аутентичного фольклора "Ильинская пятница" остается единственной на территории Латвии; опираясь на местный материал, мы пытаемся сохранить фольклорные формы в их подлинной неприкосновенности. Пусть и единичное, но тем не менее это свидетельство того, что не все еще потеряно, что интерес к певческой культуре предков возродится», – не теряет надежды С. Оленкин.