Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Эхо войны: останки бойцов найдены в Салдусском крае1

Эхо войны: останки бойцов найдены в Салдусском крае
Сегодня все чаще звучит слово «война». Причем его, как правило, произносят те, кто войны не нюхал в силу своего возраста и малых познаний о тех ужасах и трагедиях, которые она несет. Чаще всего с отголосками сражений XX века встречаются поисковики. 

На прошлой неделе стало известно, что в Салдусском крае обнаружены останки 145 советских солдат. Такое вот недвусмысленное послание от Второй мировой.

 

Многочисленные человеческие останки нашли при рытье придорожной канавы во время строительных работ. Обычная сельская дорога… О находке сообщили поисковикам «Легенды» – руководитель отряда Талис Эшмитс. На другой стороне этой же дороги в 2003 году были найдены скелеты еще 140 человек. В марте 1945-го вплоть до победного мая в этих местах шли интенсивные бои.

 

Удивительно, но останки 145 солдат Красной армии, погибших в феврале 1945 года в ходе боев в Курляндском котле, поисковикам удалось поднять в течение одного дня. Существует надежда идентифицировать некоторые из них. 

 

Со слов Талиса Эшмитса, в результате раскопок было найдено несколько номерных боевых наград, что поможет узнать имена тех, кому они принадлежали. По предварительной информации, останки будут перезахоронены в поселке Пампали (Салдусский край), где уже существует большое братское кладбище, принявшее в общей сложности более шести тысяч погибших бойцов, о чем свидетельствуют 102 памятные плиты и три памятника с именами погибших.

 

Глава поискового отряда «Легенда» Т. Эшмитс является также экспертом Комитета братских кладбищ. Талис с детства интересовался военной историей, его дед воевал в Красной армии. В настоящее время в поисковых делах Талису помогает сын. В апреле 2015 года, накануне 70-летия Великой Победы, в Ропажи прошло перезахоронение останков 320 советских воинов, их собирали, можно сказать, по всей Латвии в течение года, но идентифицировать удалось только 26, остальные бойцы, сложившие свои головы в той войне, по-прежнему остаются безымянными, пропавшими без вести. Удача, если личные данные удается определить по номерам орденов, надписей на котелках, кружках, ложках или другим деталям. Три года тому назад состоялась международная экспедиция поисковиков – за 4 дня раскопок на территории бывшего Курляндского котла были подняты из земли останки 134 воинов Второй мировой войны, включая 111 красноармейцев (перезахоронены на братском кладбище в Ропажи) и 23 солдат вермахта, чьи останки передали немецкой стороне, они были идентифицированы благодаря найденным жетонам. Что касается останков красноармейцев, то удалось выяснить далеко не все имена.

 

В той экспедиции, помимо прибалтийских активистов, участвовали 39 энтузиастов из США, Канады, Норвегии, Англии, Ирландии, Дании, Бельгии, Швеции, Финляндии. Один из волонтеров – норвежец Ингве Сйодин – стал автором книги Legenda-Kurland Diggers («Легенда» – копатели Курляндии»).

Отметим, что потери советских войск в Курляндском котле составили свыше 40 тыс. убитыми. Многие пропали без вести. Ожесточенное сопротивление Красной армии оказывали подразделения группы армий «Север». Некоторые позиции переходили из рук в руки по несколько раз. А значит, в одном окопе запросто могли оказаться останки солдат и той, и другой стороны. Работа по поиску павших солдат считается крайне опасной. Поисковики рассказывают, что некоторые тела могут быть заминированы. Слава богу, такое встречается нечасто. Бывает, солдат погиб в момент броска гранаты. Причем чека уже выдернута. Боец упал, сраженный пулей, да так с гранатой и остался лежать. Никто не знает, взорвется она или нет. Снаряды тоже представляют немалую опасность. Талис говорит, что его отряду доводилось доставать разных бойцов: «окопочных», «заяблочных», «захлевных», «придорожных» и прочих, т. е. воины Второй мировой могли принять смерть где угодно, их останки обнаруживаются в самых разных местах. Война приговорила стольких, что деятельность поисковых отрядов, какое бы количество останков они ни поднимали, это все равно капля в море. Поисковики «Легенды не делят солдат на советских и немецких. Все они жертвы войны.

 

Фирма, которую возглавляет Эшмитс, арендует у местного храма в Ропажи участок кладбища, где и производятся захоронения останков. «Это очень удобно, поскольку никто нам не может ничего указывать. У нас полный порядок. Сами занимаемся облагораживанием территории. Костяк нашего отряда формировался годами. К нам не так-то просто попасть. Многие просятся и на раскопки, и в экспедиции. Но сначала нам нужно присмотреться. Мы не делим людей по национальности. Откапываем всех. И лично для меня важен каждый боец. А если кто-то начинает поднимать политические вопросы, мы с ним прощаемся», – рассказывал Талис в одном интервью.

 

«Война есть убийство, – утверждал Л. Н. Толстой. – И сколько бы людей ни собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все равно самый худший грех в мире». Будете в храме, поставьте свечу за убиенных…