Покорителей самого холодного, самого ветряного и высокого континента на планете от Латвии зовут: Кристап Ламстерс, Янис Карушс и Марис Криеванс. Все они – преподаватели и исследователи с факультета географии и наук о земле Латвийского университета. Ученые будут работать на принадлежащей Украине полярной станции «Академик Вернадский», она расположена на мысе Марина острова Галиндес (Аргентинский архипелаг), в 7 км от западного побережья Антарктического полуострова.
9 февраля «СейЧас» успела связаться (по телефону) с одним из участников латвийской экспедиционной группы, доктором геологии Янисом Карушсом.
– Настроение боевое, – говорил он. – В настоящее время идет активная подготовка. Помогает экспедиционный опыт, приобретенный в Исландии и Гренландии. Поначалу было сложно, учились выживать и эффективно работать в непривычных условиях. В Антарктиду везем аппаратуру, она испытана в экстремальных условиях. В общей сложности наш багаж – это 60 кг оборудования и 40 кг личных вещей. Продукты приобретем позднее. Работа в Антарктиде даст многое. Сегодня очень активно изучаются полярные регионы. Климат на планете меняется. И надо знать, что всех нас ждет дальше. Пусть и иностранные ученые видят, что латвийская наука вовлечена в глобальные проблемы. Самая важная цель для нас – исследовать малые ледники, это изучение толщины ледников, их внутренней структуры, причем как ледники острова Галиндес, так и более мелких островов. Малые ледники никто до сих пор не изучал, тогда как именно они прекрасный индикатор в отношении того, как меняется климат в Антарктиде. Помимо этого, планируем выполнять и другие научные задачи. В Антарктике есть условия для «рафинированного исследования» изменений климата на планете: здесь наблюдается более быстрое потепление на Земле.
Антарктида красива, но вряд ли у нас будет время восторгаться ее эстетикой. Главное все-таки выполнить намеченное, уложиться в срок. У каждого из нас свое задание, свой персональный научный план. Экспедиция должна продлиться около 6 недель. Вот вернемся, тогда и будем разглядывать отснятое, – пояснял латвийский геолог.
В заключение Я. Карушс заметил, что с оплатой дорогостоящей экспедиции помог Латвийский университет и спонсоры.
Подарок от Великобритании
История украинской полярной станции «Академик Вернадский» такова. В 1996 году эта «неполярная» на тот момент страна получила в дар от Великобритании антарктическую станцию «Фарадей». Англичане не хотели ее обслуживать, тратить средства на закрытие и решили попросту подарить. Себе же построили другую станцию. Однако оговаривалось и условие бесплатной передачи: украинские ученые на протяжении 10 лет должны были продолжать программы исследований и передавать результаты английским коллегам.
Украинцы наделили приобретение новым именем – «Академик Вернадский», в честь советского ученого, ставшего в 1918 году первым президентом Академии наук Украины.
1 апреля 2017 года на станцию отправилась 22-я по счету группа украинских ученых.
Бывалые украинские полярники поясняли, что в Антарктиде приходится привыкать к сложному климату, быстрой смене погоды. Станцию «Академик Вернадский» называют «антарктической Швейцарией», температура здесь опускается до –44°С, в то время как на японской антарктической станции фиксировалось до –90°С. В районе «Академика Вернадского» зима очень длинная с неустойчивым температурным режимом. Там фактически нет весны, после зимы неожиданно быстро наступает короткое лето.
Скорее всего, латвийским исследователям, направляющимся в Антарктиду, надо будет преодолеть путь, схожий с украинским, они сначала летят в немецкий Франкфурт-на-Майне, дальше в Буэнос-Айрес (Аргентина), откуда в Ушуая на острове Огненная земля, где закупают продукты.
Антарктида вмещает 70% мирового запаса пресной воды. Ученые отмечают, что лед Антарктиды настолько тяжелый, что деформирует Южный полюс. По сути, это его вес делает форму Земли несколько грушевидной.
Современная Антарктида – это прежде всего наука, иметь здесь свою станцию – значит, иметь престиж на международном уровне. Кому повезет, будут участвовать в распределении антарктических богатств, которых немало! В Антарктиде выявлены такие полезные ископаемые, как каменный уголь, железная руда, слюда, медь, свинец, цинк, графит, платина, золото и др. На ледовом континенте действует около 40 международных станций. Сегодня все только исследуют, до 2041 года предусмотрен запрет на разработку. Но когда наступит срок – распределять будут в соответствии с присутствием. Правом голоса и правом вето относительно Антарктиды владеют 28 из 197 государств – членов ООН, увы, Латвия в их число не входит.
В АНТАРКТИДЕ ЕСТЬ ОЗЕРО РИГА
Так что Антарктида – это не только пингвины и экстремальный туризм, на котором имеют какой-то приработок украинские полярники, продвигая туристические услуги и одновременно популяризируя Украину.
На острове Галиндес, куда в настоящее время устремились латвийские геологи, установлены видеокамеры для наблюдения за колониями пингвинов, чью миграцию также связывают с изменениями климата, из-за потепления которого перманентный морской лед отходит на юг, температура воды повышается, криль мигрирует, а за ним и пингвины. Украинцы проводят замену своих экспедиций ежегодно. Однако в последнее время из-за нехватки средств, как признают сами ученые, украинская антарктическая программа буквально висит на волоске. Украина не имеет судов ледового класса для доставки экспедиций. Приходится фрахтовать судно за границей, что вместе с закупкой горюче-смазочных и прочих материалов оценивается в 1,5 млн евро за поход. До станции «Академик Вернадский» украинские ученые добираются, пользуясь услугами Международной ассоциации антарктических туроператоров, корабли которой работают с ноября по март включительно. Так что латвийские ученые на исходе марта должны вернуться.
13 февраля Кристап Ламстерс, Янис Карушс и Марис Криеванс (слева направо) уже находились в городе Ушуая (Аргентина) на острове Огненная земля, в 900 км от Антарктиды, о чем свидетельствует фото, появившееся на facebook.com/latvia.polar.
В заключение отметим, что в Антарктиде, оказывается, есть озеро Рига, названное так с легкой руки рижанина и гражданина России Германа Москвитина. В состав российской полярной экспедиции Герман попал после того, как увидел на сайте НИИ Арктики и Антарктики информацию о наборе команды для предстоящей экспедиции, – решил попытать счастья, и в итоге был принят механиком-водителем. «Антарктида – многонациональный поселок размером с континент. Только вместо коров и коз – тюлени, пингвины и поморники. Во льдах можно даже встретить таких теплолюбивых людей, как австралийцы, чилийцы, уругвайцы или индусы. Все ходят друг к другу в гости…» – рассказывал Герман.
С его слов, в Антарктиде нет политики, а есть взаимовыручка и полярное братство. Получается, наши ученые в королевство холода еще и дружить направились. Что ж, дружба им в помощь!