Реэмигранты: поможет ли новая концепция правительства облегчить им путь на родину?4
В Латвии начинают работу над законом о диаспоре. Министерство иностранных дел хочет вернуть уехавших путем создания отдельного законодательного акта. Конкретные шаги, которые будут прописаны в этом документе пока не известны. Но в ведомстве уверяют, что учтут пожелания самих потенциальных реэмигрантов, сообщает программа Латвийского радио 4 «Домская площадь».
История Евгения не уникальна. Во время кризиса его зарплата уменьшилась втрое. Денег ни на что не хватало. Тогда он собрал вещи и как и тысячи латвийцев уехал в Англию.
«Когда я уехал, я нашел точно такую же работу, на точно такой же позиции, на которой я получал в три раза больше», — говорит рижанин.
Евгений обзавелся жильем, машиной, мотоциклом, уверенно шел по карьерной лестнице и даже не помышлял о том, чтобы возвращаться. Но однажды, когда гостил в Риге у родителей, встретил будущую жену и решил переехать назад.
«Я не был уверен, что в Латвии будет подходящая работа за адекватные деньги и смогу ли я ее быстро найти. Перед отъездом из Латвии, я несколько месяцев пытался найти работу, ходил по собеседованиям, это было безрезультатно. В этот раз было совершенно по-другому: практически на каждое мое резюме приходит ответ, и практически на каждом собеседовании я получаю адекватную реакцию и адекватный ответ», — рассказывает Евгений.
В Министерстве иностранных дел хотят, чтобы таких как Евгений в стране было больше. Возвращение уехавших на родину в этом году будет приоритетом ведомства. Там считают, что помочь в этом процессе может отдельный закон о диаспоре.
«Нам необходимо активнее работать с диаспорой и добиться этого путем появления нового закона. Мы должны разработать основные принципы политики реэмиграции, законом определить, какие институции за что будут отвечать. Мы видим, что в законе будут описаны четыре направления деятельности. Во-первых — укрепление чувства принадлежности диаспоры Латвии, во вторых – сплочение самой диаспоры, в третьих – повышение гражданской и политической активности и в четвертых – поддержка тем, кто хочет вернуться», — рассказывает парламентский секретарь ведомства Занда Калниня-Лукашевич.
Содержание закона будет разрабатывать вместе с исследователями Латвийского Университета, которые провели исследование и выянсили, какую именно поддержку ждут потенциальные реэмигранты от страны.
«Ну, например, в воскресных школах дети должны иметь возможность изучать латышский язык и культуру. Это очень важный аспект, который потом поможет интегрироваться вернувшимся в систему образования. И вообще сохранение этой связи с Латвией – один из аспектов который может заставить людей вообще задуматься о возвращении в Латвию», — говорит Калниня-Лукашевич.
Какие конкретные действия будут включены в закон — пока непонятно. В ближайшее время его только начнут писать. Но обещают, что он будет практичным, с четким планом шагов. Какие должны быть эти шаги?
«Нужно больше информации. Я не понимал, как работает Latvija.lv, как работает система электронных деклараций, все электронные очереди, налоговая... Это все есть в интернете, но разобраться во всем этом «с нуля» — сложновато. Нужно больше информации по коммуникации простого человека с госслужбами», — считает Евгений.
Евгений также указывает на то, что уехавших стоит более активно информировать об изменениях в налоговой политике государства.
Этих сведений катастрофически не хватает, потому человек не может корректно смоделировать, как будет жить, вернувшись назад.
«Нужно дать человеку четкое понимание о налоговой системе. Сколько ты будешь отдавать, сколько ты можешь вернуть, как ты можешь это сделать, о налоговых льготах — этой информации очень не хватает», — говориит Евгений.
Мужчина также указывает на необходимость обеспечить возвращенцев курсами латышского языка. Когда он приехал в Латвию, по счастливой случайности попал на бесплатные муниципальные курсы и они очень помогли.
«Правда, они были немножко академические, и они были такие же неинтересные, как и курсы латышского в школе. Человек, который приехал, ему не надо изучать академические правила языка. Ему нужно больше разговорного языка. А изучать спряжения — можно, но попозже», — считает Евгений.
Будут ли эти советы реэмигрантов включены в закон – покажет время.
По предварительным прогнозам он будет разработан в течении трех месяцев. Тогда и будет понятно, кто и как будет обязан по букве закона возвращать уехавших латвийцев домой.