Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

Убытки крестьян от наводнения компенсируют только на треть2

Убытки крестьян от наводнения компенсируют только на треть
Уходящий 2017 год надолго запомнится латгальским крестьянам: разрушительные ливни и наводнения повлекли огромный ущерб, восполнить который до сих пор им не удалось. Размер выплаченных фермерам компенсаций покрыл в лучшем случае только часть их убытков.

Большая вода

 

Природная стихия обрушилась на Даугавпилсский край 24 августа, когда за одни сутки здесь выпала месячная норма осадков. Вскоре из-за непрекращающихся дождей затопленными оказались более 3000 га крестьянских угодий, были уничтожены посевы, разрушены дороги. 

 

За дождями начались разливы рек. В итоге сильно пострадали семь крестьянских хозяйств края, у которых было затоплено от 110 до 570 га земли. Под водой также оказалось великое множество более мелких хозяйств и частных территорий.

 

Одному из крупнейших в крае крестьянскому хозяйству – Kļavas в Ликсненской волости – не повезло больше всех: наводнение затопило 576 га сельхозземли, а это половина всех угодий. 

 

Гунтарс Мелнис, руководитель Даугавпилсского бюро Центра консультаций и образования на селе: «Даже после мощных ливней уровень воды в Даугаве не поднялся, а земли фермеров затопили маленькие речки и каналы, на которых уже давно не проводилась чистка. Выплатив крестьянам деньги, мы не решили проблему, а лишь слегка сгладили ситуацию: компенсации покрыли в лучшем случае 30% всех потерь фермеров».   

 

По словам владельца Виктора Каланса, уборка урожая в этом году и так началась на две недели позже обычного срока, а ливни и наводнение не позволили убрать порядка 200 га земли, где выращивают озимую и яровую пшеницу, ячмень, озимый рапс, бобы, овес, кукурузу. Так что практически треть полей так и осталась неубранной. Даже сегодня посреди большого кукурузного поля неподалеку от знаменитого Ликсненского костела из-под снега торчат высохшие, обломанные дождем и ветром початки: подобраться к кукурузе на сельхозтехнике по-прежнему невозможно, поскольку под толщей земли все еще стоит вода. В любом случае давно сгнившие посевы уже не годятся на корм скоту.

 

Помощь государства

 

Крестьяне Даугавпилсского края оценили свои убытки от наводнений в 1,5 млн евро, однако вскоре стало ясно, что компенсировать ущерб в полном объеме им не удастся. Министерство земледелия выделило на все 29 пострадавших от наводнения края страны около 15 млн евро из средств госбюджета на непредвиденные расходы. При этом свои общие убытки латвийские фермеры оценили примерно в 37 млн евро.

 

«Министерство определило в качестве выплаты за гектар затопленных полей и лугов сумму в 200 евро, – объясняет Виктор Каланс. – Но если считать, что с гектара можно получить порядка шести тонн урожая зерна, а стоимость одной тонны составляет 100 евро, то гектар стоит оценивать не менее чем в 600 евро. Простая математика».

 

Кроме того, продолжает Каланс, если учесть затраты на ремонт техники, работавшей на затопленных полях, и покупку корма для скота, то потери вырастут еще значительней. «Эти деньги совсем не компенсируют нанесенный ущерб», – убежден он.

 

Правильность расчетов Каланса позднее подтвердили в Службе поддержки села: хотя обещанную государством компенсацию фермер получил без проблем, она не покрыла и трети всех его потерь. 

 

Новые надежды

 

Европейская комиссия в декабре приняла решение выплатить дополнительно примерно 3,5 млн евро латвийским крестьянам, чьи хозяйства серьезно пострадали от августовских наводнений. Делить эти деньги будет Министерство земледелия между Латгале и Видземе, но какими критериями оно при этом собирается руководствоваться, пока неизвестно.

 

Нет ясности и в сроках получения этих субсидий крестьянами. Если судить по опыту прошлого года, когда ЕС решило помочь Латвии справиться с последствиями «молочного кризиса», процесс может оказаться совсем не быстрым: выделенные в ноябре 2016 года 9 млн евро латвийские фермеры увидели лишь в июне 2017 года. 

 

А руководитель Даугавпилсского бюро Центра консультаций и образования на селе Гунтарс Мелнис и вовсе ставит под сомнение целесообразность выплаты компенсации крестьянам. Он уверен, что куда разумнее и эффективнее было бы потратить эти деньги на мелиоративные работы по очистке государственных водоемов. «Даже после мощных ливней уровень воды в Даугаве не поднялся, а земли фермеров затопили маленькие речки и каналы, на которых уже давно не проводилась чистка, – говорит он. – Выплатив крестьянам деньги, мы не решили проблему, а лишь слегка сгладили ситуацию: компенсации покрыли в лучшем случае 30% всех потерь фермеров». 

 

Он уверен, что государству следует профинансировать очистку экскаваторами водоемов, чтобы застраховать себя от возможных наводнений весной. 

 

«В Даугавпилсском крае есть один мелиоратор, который смог бы за зиму заняться такой чисткой, и постоянные весенние паводки тогда бы точно ушли», – уверен Мелнис. 

 

В Министерстве земледелия необходимость проведения работ по мелиорации не прокомментировали, попросив направить официальный запрос.

 

Латгальские крестьяне, впрочем, начинают привыкать к своему положению. Виктор Каланс говорит, что спокойно готовится отпраздновать Новый год, намеревается построить вторую ферму и, несмотря ни на что, не отказывается от планов вновь посеять зерновые.