Дом, где всегда открыто окно1
В красивом доме Maijas с голубыми наличниками живет Леонора Ринкевич.
– Мы давно приехали сюда из Краславы. Дом был запущенный, все вокруг заросло. Помнится, моя невестка удивлялась – как тут можно жить. Но мы все привели в порядок и жили. Раньше в деревне много людей было, здесь испокон веков староверы живут, сейчас вот малолюдно стало, иногда и поговорить не с кем. Этот дом помнит много веселых праздников – и дни рождения, и Лиго, и Рождество, – вспоминает Леонора.
Она рассказывает, что от старых вещей прежней хозяйки пришлось избавиться. О бывшей владелице напоминают лишь многочисленные согнутые гвозди в потолке: на них сушились травы, так как женщина занималась целительством. По словам Леоноры, целительницу в деревне не очень любили, возможно, побаивались – вдруг какую порчу наведет…
Еще одна интересная особенность дома – наличие погреба не под полом в кухне, а в спальне. Леонора поясняет, что так было не всегда, дом перестраивался, появлялись новые стены, и часть большой кухни стала спальней. «Мы тут спали, все нормально. Но, наверное, погреб как-то портит ауру, потому что кот тут спать отказывается. Походит, однако в конце обязательно уйдет в другое место», – с улыбкой рассказывает Л. Ринкевич.
Дом для нее – живое существо, и никакой мистики тут нет.
– Может, все дело в особом расположении – между церковью и кладбищем (Ковалёвская старообрядческая церковь построена в 1861 году, а община существует с 1726 года; предыдущие – до 1861 года – храмы сгорели или их спалили. В 1934 году в храме появился ажурный потолок, есть 700-килограммовый колокол. С 2002 года храм включен в национальный список охраняемых государством памятников культуры, но, к сожалению, это не спасло его от неоднократных ограблений. – Прим. авт.). Такое расположение приносит умиротворение. У моего дома часто останавливаются туристы, в том числе иностранцы. Говорят комплименты, фотографируют дом. Особенно наличниками восхищаются. У меня почти всегда открыто окно: это означает мою открытость миру. И когда я уезжаю, то серьезно дом не запираю, только на щеколду. А главная радость для меня – приезд 12-летней внучки. Тогда все оживает, как в былые времена, – завершила рассказ Леонора.
В конце беседы М. Сусейс подарил хозяйке домотканый половик – чтобы никогда не зарастала дорога к семейному гнезду.