5 новостей Латвии, о которых вам стоит знать2
Голосуют против школы с 6 лет
На прошлой неделе Министерство образования и науки опубликовало содержание будущих реформ в сфере образования, которые подразумевают начало обучения в школе с шести лет. Общественность выступает против этой идеи. Согласно проведенному недавно исследованию, 86% родителей против начала обучения детей в школе с 6 лет. Доктор педагогики из Лиепаи Илзе Микельсоне публично призывает министерство «не экспериментировать с шестилетками», указывая, что все предыдущие попытки сделать то же самое не привели ни к чему хорошему. Детский психиатр Никита Безбородов считает, что начало школы в столь раннем возрасте может повысить дефицит внимания среди детей и увеличить количество неуспевающих детей. Он акцентирует, что от шестилетнего ребенка нельзя требовать непрерывной концентрации на протяжении 40 минут, которые длится урок.
Сертифицированный педиатр, детский невролог с более чем 25-летним стажем Визма Мейкшане в свою очередь говорит о том, что только к девяти годам у детей начинает работать аналитическое мышление, а до этого возраста их надо обучать только через игру. Соответственно, шестилетки в школе – это в некоторой мере испорченное детство, ведь от школьников ждут усидчивости, концентрации и результата, а они еще не в силах это выдать банально из-за собственной незрелости. А бывший руководитель Инспекции по защите прав детей Илона Кронберга подчеркивает аспект безопасности маленьких детей. Сегодня до семи лет они в саду, целый день под присмотром педагогов, с перерывом на дневной отдых. Отдать шестилеток в школу означает получить дополнительные переживания за их безопасность после уроков. И. Кронберга также отмечает, что шесть лет и семь лет – это большая разница, если мы говорим о зрелости ребенка. Наконец, министр здравоохранения Латвии Анда Чакша открыто заявляет, что большая часть шестилеток не готова к школе.
И, несмотря на все это, МОН стоит на своем. Жители Латвии начали сбор подписей против затеянных им реформ, раз мнения экспертов министру образования не важны. Проходит он на интернет-платформе manabalss.lv. После преодоления порога в 10 тысяч любая инициатива отсюда отправляется на рассмотрение в Сейм. Для авторизации используется интернет-банк, и за сохранность своих данных можно не беспокоиться: здесь все «чисто» и во благо людей.
Через три года образование – на латышском
Правящая коалиция договорилась о том, что с 2020/2021 учебного года все общеобразовательные предметы в средних школах (10–12-й класс) будут преподавать только на латышском языке. Этот план внесут и в закон, дабы у будущих политиков не было возможности так просто его изменить, если им вдруг вздумается. Национальное объединение настаивает также на том, что и основное образование (5–9-й класс) нужно переводить на преподавание только на латышском, но на такие меры у нынешнего правительства пока не хватает политической воли.
Отметим, что билингвальное образование в Латвии официально введено с 2004 года, а несколько лет назад выпускники 12-х классов школ нацменьшинств стали сдавать единый с латышскими школами экзамен по государственному языку. В этом контексте перевод обучения в средней школе на латышский язык выглядит закономерным шагом. При этом старшеклассники смогут изучать на родном языке сам этот язык и литературу.
Каждый третий бьет детей
Проведенное недавно исследование центра Dardedze показало, что каждый третий родитель в Латвии использует телесные наказания в воспитании детей, и почти 40% жителей указывают, что не стоило бы запрещать телесные наказания детей законом. Руководитель консультационного отдела Dardedze Лайла Балоде поясняет, что физическое наказание – это не обязательно избиение ребенка. Это и раздача подзатыльников и шлепков, тягание за уши и волосы. Даже когда родители заставляют ребенка есть, они применяют над ним физическое насилие. Она подчеркивает, что эти действия унижают детей, а не учат себя правильно вести. «Мы пытаемся наказать ребенка с целью, чтобы он запомнил и понял, но, к сожалению, в основном дети страдают, им больно. И часто ребенок не помнит, за что его наказали, но зато помнит сам факт наказания», – призывает задуматься Л. Балоде.
Немаловажно, что родители, применяющие физические наказания по отношению к своим детям, учат их жестокости, и порочный круг замыкается, ведь эти дети потом агрессивны по отношению к сверстникам и потом – своим собственным детям. При этом министр благосостояния Янис Рейрс указывает, что в Латвии уже 20 лет в силе полный запрет на физическое наказание детей. Но наше общество часто игнорирует такие законы, а люди, которые видят, как родители унижают собственных детей, как правило, не вмешиваются. Хотя, например, в прошлом году почти 700 родителей понесли наказание за эмоциональное или физическое насилие над собственными детьми. Мировой опыт показывает, что нужны годы, чтобы общество изменило свои представления о воспитании детей. Например, в Швеции закон о полном запрете насилия над детьми был принят в 1979 году. И вот, последние 25 лет эта страна демонстрирует самые низкие в мире показатели актов насилия против детей. Но с этим законом смирились не все и не сразу. Возможно, Латвии тоже нужно пройти этот путь. Как указывают местные специалисты, за последние 20 лет латвийские родители стали в целом лучше относиться к своим детям и все чаще отдают предпочтение словам, а не физическим действиям, направленным против ребенка.
За чей счет живут солдаты НАТО?
Большого шума в соцсетях в Интернете наделала публикация одной жительницы Латвии, которая после разговора с рижским таксистом утверждает, что солдаты НАТО, находящиеся в нашей стране, живут отнюдь не в Адажи, а в лучших столичных гостиницах, часто посещают кафе и пользуются услугами такси. «И что просто ненормально бесит, так это что, эти дорогие гостиницы и такси оплачиваются из наших денег!» – написала в сердцах эта женщина. Это ее заявление не оставили без внимания Латвийские вооруженные силы. Пользовательнице соцсетей пояснили, что «на базе в Адажи с июля находится порядка 1200 солдат сил союзников, которые своим постоянным нахождением в Латвии укрепляют безопасность нашей страны и ее жителей». Министерство обороны также отмечает, что база в Адажи – не место лишения свободы, где солдаты должны проводить 24 часа в сутки. Это ложное представление о солдатских буднях у местных жителей, сохранившееся со времен обязательной службы. Сегодня у солдат НАТО есть свободное время, которое они могут использовать по своему усмотрению: сходить в кафе или музей, путешествовать по Латвии и в том числе использовать такси. Также Латвийская армия подчеркивает, что затраты на нахождение солдат НАТО в Латвии покрываются из бюджета данной международной организации. Наша страна делает взносы за участие в этом союзе, но они пропорциональны нашему бюджету. Такие страны, как, например, Канада, платят гораздо больше. Из этих общих денег и складывается бюджет НАТО, который среди прочего платит зарплаты профессиональным военным.
Можно поменять работу за госсчет
В Латвии начинается большой и долгий (шесть лет) проект при поддержке государства и европейских фондов, благодаря которому работающие люди старше 25 лет смогут получить поддержку на переквалификацию, то есть обучение одной из необходимых в данный момент государству специальностей. А нужны государству сегодня работники производств по деревообработке, металлообработке, машиностроению, изготовлению электроники и оптических устройств, а также строители и программисты. Если человек чувствует, что его нынешняя работа не долгосрочна или он мог бы успешнее реализовать себя в одной из этих сфер, то он может участвовать в проекте. 90% от стоимости его обучения новой профессии оплатит государство. А если у него есть статус малоимущего (доход до 128,06 евро в месяц) или малообеспеченного (доход меньше 80% от минимальной зарплаты на руки), то государство оплатит все 100%. Приоритет на участие в этом проекте получат лица старше 45 лет, работающие в профессиях с низкой квалификацией. Это закономерно, ведь они – в особой группе риска на рынке труда. Чтобы подать заявку на участие в этом проекте, нужно найти учебное заведение, где можно проходить очное обучение одной из необходимых стране профессий. После того как претендент напишет заявление на обучение, его данные проверят в СГД (он должен иметь место работы в этот момент), и он должен будет оплатить 10% от стоимости обучения. Как вариант, эти деньги может внести за него работодатель: нынешний или потенциальный. В этом году такие заявления будут принимать всего один раз – до 6 ноября. В последующие годы будет несколько сроков, когда можно будет заявиться на участие в проекте. Все его условия и список учебных заведений, где можно обучаться, доступны на сайте.