Через тернии к звездам: Янис Сайковский и Гертруда Граве1
Сорок лет заниматься любимым делом – вот простой секрет счастья Яниса Сайковского |
Сегодня в рамках проекта «Через тернии к звездам», посвященного жителям Латгалии, награжденным высшей государственной наградой Латвии Орденом Трех Звезд, я разговариваю с керамиком, администратором Даугавпилсского центра керамического искусства Янисом Сайковским и бывшим директором Даугавпилсской государственной польской гимназии имени Юзефа Пилсудского Гертрудой Граве.
Во благо латгальской керамики
– Вообще-то, я литовский поляк, – начинает рассказ о себе Янис Сайковский. – В 1977 году приехал в Даугавпилс, познакомился со Станиславом Вилцаном, отцом местной керамики. Увидел гончарный круг – и меня потянуло к нему, словно магнитом. В моем роду керамиков не было, отец плотником работал. С тех пор я керамик, в этом году исполняется 40 лет моей творческой деятельности. Тогда же я познакомился с Марией, и нашему браку тоже 40 лет. Мария – мастер по подсвечникам, каких мало. Она ведь без эскизов работает, всё в голове держит, представляете? И когда мне в ноябре 2010 года вручали Орден Трех Звезд, жена президента Затлерса пошутила, что Мария тоже достойна награды, и подчеркнула: один орден на семью есть, это уже неплохо. Я всю жизнь старался во благо латгальской керамики, очень приятно, что мои старания заметили и так высоко оценили. Но я думаю, что и другие достойны не меньше меня…
На просьбу рассказать о терниях на своем пути Я. Сайковский ответил отказом.
– О каких терниях можно говорить? Что человеку надо? Я жив, здоров, одет, обут, сыт, в семье все хорошо – наш единственный сын Роман Сайковский окончил Музыкальную академию имени Язепа Витола в Риге, вернулся в Даугавпилс, за что я ему очень признателен, работает, увлечен своим делом, создал уже свою семью. Внуку два года с небольшим, и он мне говорит: «Дед, давай поболтаем…» Получается, я дерево посадил, дом построил, сына вырастил. На своем пути я встречал только добрых людей, сам по-доброму отношусь ко всем и это же получаю взамен. Люди говорят, что мои работы пропитаны доброй энергией. И это так. Не стоит грустить и передавать свою грусть другим через глину. Я с детства верующий человек, знаю, что надо трудиться, полагаться на Бога, и все будет хорошо, – так формулирует свое кредо известный латгальский керамик.
Работы Яниса Сайковского (это в основном, как он сам говорит, вазы, тарелки и прочая хозяйственная утварь) побывали на международных выставках в разных странах – в Польше, Литве, Германии, Франции, Португалии и др. Увы, сам мастер посетил далеко не все из названных государств. Особо Янис гордится тем фактом, что президент Валдис Затлерс передал его изделия и подсвечники Марии Сайковской в музей антропологии в Ванкувере (Канада). «К ним прилагается описание, рассказывающее не только о нас, но и об особенностях и традициях латгальской керамики, это очень важно и приятно», – подчеркнул Я. Сайковский. Его керамические произведения находятся во многих коллекциях, их, например, не так давно приобрели представители Посольства Италии в Латвии и посол США в Латвии Нэнси Бикофф-Петтит.
– Ну и на что мне жаловаться? В Центре керамического искусства жизнь всегда кипит: экскурсии, гости, свадьбы – только успевай поворачиваться. С какими мыслями я встречаю столетие Латвии? Конечно, я вижу ошибки. Не все в советском прошлом было плохо, может быть, мы поторопились от всего советского отказаться. Но пусть все эти вопросы решают государственные мужи. Я мастер своего дела, пусть и они будут мастерами своего, – заключил художник-орденоносец.
«Мы просто воспитывали хороших людей»
Ныне находящаяся на заслуженном отдыхе бывшая директор Государственной польской гимназии имени Юзефа Пилсудского Гертруда Граве сразу четко расставляет акценты: «Орден Трех Звезд, который я получила в ноябре 2008 года, в определенном смысле не мой, это оценка государством усилий всех поляков, открывших в 1991 году в Даугавпилсе польскую школу».
Педагог вспоминает, что весть о награждении пришла неожиданно и на фоне напряженной работы: осенью 2008 года, после масштабной реновации, открывалось обновленное здание школы. На торжественной церемонии в Риге Гертруду Граве сопровождал сын, тогда учившийся в столице в Рижском техническом университете. Там он живет и сейчас, а две дочки обосновались в другой столице – Лондоне. «Было очень торжественно и вместе с тем непринужденно», – так вспоминает атмосферу праздника моя собеседница.
Трудности и радости, когда речь идет о создании такого сложного и многогранного объекта как школа, тесно переплетены. Переплелись они и в монологе бывшего директора:
– Последние польские школы закрыли в 1948 году, но остались работавшие в них учителя и ученики, очень интеллигентные люди, готовые делиться опытом. С другой стороны, к концу 1980-х годов в польском обществе «Промень» сложилась инициативная группа, она хотела возродить польское образование исключительно на польском языке. С третьей стороны, нельзя было не считаться с мнением родителей, готовых отдать своих детей в польскую школу. И наконец, существовали законы Латвийского государства.
Вот с учетом всего этого в 1991 году и начала работать наша польская школа. В ней тогда учились 85 ребят: два первых класса, один второй, один третий. Откуда второй и третий? Они были созданы раньше на базе экспериментальной школы при Даугавпилсском педагогическом институте и влились в нашу. Материальной базы, по сути, не было, первые учителя приехали из Польши. Я возглавила школу и директорствовала до 2012 года, а до этого преподавала физику и работала завучем в 9-й средней школе. Все постепенно складывалось, в местном университете начали готовить учителей польского языка, ведь нельзя рассчитывать только на кадры из Польши. Нам многие помогали, у нас сложился очень дружный польско-латышско-русский коллектив учителей, мы ездили на экскурсии по Латвии и Польше. Помогали Посольство Польши в Латвии, польские государственные организации, и много помогал город.
Без проблем не обходилось. В 1993-м нас хотели переселить в другое здание, но мы отстояли свое, вышли на уровень Министерства образования и науки, нас поддержал тогдашний министр Андрис Пиебалгс. В 1999 году нам удалось расшириться: начальная школа переехала на Марияс, 1. Иногда, не скрою, приходилось слышать: «Да зачем нужна вообще польская школа?» Вы спрашиваете, кого мы в первую очередь готовили – патриотов Латвии или патриотов Польши? Мы просто старались воспитать хороших людей на основе христианских нравственных ценностей. Главная радость – школа развивается, заняла свою нишу, все начатое в 1990-е годы продолжается…
Гертруда Граве принимает Орден Трех Звезд из рук президента Латвии Валдиса Затлерса |
Уйдя с поста директора, Гертруда Граве некоторое время занималась архивами школьного музея и совместно с учителями Лидией Лапковской и Викторией Халатиной написала проект, к участию в котором были привлечены и педагоги других польских школ Латгалии – из Краславы, Резекне, Екабпилса.
– Приближающийся юбилей страны наполняет мое сердце радостью, – говорит Г. Граве. – Я вижу, как много в Латвии красивых городов. Наш Даугавпилс не исключение. В последние годы он особенно расцвел. Я живу в Центре, недалеко от новой детской площадки в Центральном парке, вижу, как она востребованна. Радуюсь благоустройству Строп, оно продолжается. Да каждой новой клумбе радуюсь. Мне вот кажется, что не нужен памятник к столетию Латвии, он требует немало средств; лучше еще создать какое-нибудь благоустроенное пространство для людей, чтобы они могли активно отдыхать, спортом заниматься, здоровье улучшать. И хотелось бы побольше концертов органной музыки в нашем городе, они наполняют душу возвышенными эмоциями.
Конечно, как и все, я вижу много проблем в Латвии, одна из главных – отсутствие рабочих мест. Но я оптимист: в моем случае стакан наполовину полон, а не пуст. И я хочу, как говорится, пользуясь случаем, поздравить всех с наступающим новым учебным годом. Желаю ученикам мудрых преподавателей и хороших оценок, родителям – терпения, учителям – умной и доброжелательной администрации; всем же – здоровья и спокойствия.