Когда язык до Европейского суда доведет2
Весной Сейм принял языковые поправки к Закону о приватизации земли в сельской местности, согласно которым все иностранные владельцы компаний, как и иностранные физические лица, желающие приобрести в Латвии землю сельскохозяйственного назначения, должны будут предъявить удостоверение о владении латышским языком на категорию А2.
Однако таким нововведениям инвесторы, из числа иностранных, мягко говоря, не обрадовались. Особенно с учетом того, что в ряде случаев местные самоуправления вправе потребовать от покупателей земли проведения презентации своих планов на латышском языке. Сообщается, что в связи с введением в действие нестандартного закона, Центр альтернативного разрешения споров ЕС в Латвии получил десятки жалоб от иностранных предпринимателей, посчитавших поправки дискриминационными. (г-та «Сегодня»). Центр обратился в Сейм и в Министерство экономики с просьбой оценить принятые поправки с правовой точки зрения, а также пояснить, насколько выдвинутые языковые требования (в данном случае) соразмерны. Другими словами, допустимо ли в стране Евросоюза предъявлять языковые требования к инвесторам. И теперь Латвии грозит разбирательство в суде Евросоюза (Люксембург). Минимальный штраф Европейского суда – 354 тысячи евро, который, в очередной раз, может лечь на плечи латвийских налогоплательщиков, тогда как авторы скандальных поправок в денежном отношении не пострадают.
Но, объективности ради, латышский язык требуется не только от тех, кто хочет купить землю. СМИ облетел случай с иностранным инвестором – хозяином кафе Gelato Italia (Рига), оштрафованным за незнание госязыка.
– сокрушался хозяин заведения Gelato Italia на странице Facebook.
Эта ситуация послужила причиной для эмоциональной дискуссии. Пользователи соцсетей взялись активно комментировать произошедшее, выражая поддержку итальянскому бизнесмену. Кто-то даже попросил прощения «за нашу страну». Вот один из комментариев: «Знание латышского, как и любого другого языка, очень полезно, однако не должно быть такого сильного давления на людей». Были и те, кто рассмотрел в случившемся хорошую рекламу для заведения, «ведь раньше многие не знали, где можно попробовать настоящее итальянское мороженое». Владельцу предлагалось не унывать, и посмотреть на штраф позитивно, как плату за рекламирование бизнеса.