Обратите внимание: материал опубликован более чем семь лет назад

Суд оправдал Артема Скрипника

Суд оправдал Артема Скрипника
В минувшую пятницу, 4 августа, суд Видземского предместья города Риги вынес оправдательный приговор даугавпилчанину Артему Скрипнику, обвиняемому в участии в вооруженном конфликте в Донбасcе. 

Это первое уголовное дело в связи с участием в военных конфликтах в другой стране, рассматриваемое в латвийских судах. Для обвинения приговор стал полной неожиданностью. Ведь прокурор требовала приговорить Артема Скрипника к 15 годам лишения свободы без конфискации имущества с надзором с Государственной службы пробации на 3 года. Артем Скрипник обвинялся по двум статьям Уголовного закона ЛР: за противозаконное участие в вооруженном конфликте (ст. 77.1 – до 10 лет лишения свободы с надзором пробации до 3 лет) и за участие в преступной организации (ст. 89.1 ч. 2 – лишение свободы от 10 до 20 лет с надзором пробации до 3 лет). 

 

Какой аргументацией пользовался суд, вынося решение, пока не известно, так как судебный процесс проходил за закрытыми дверями. Прокурор будет решать вопрос о подаче протеста в вышестоящую судебную инстанцию после того, как будет доступен полный приговор.

 

Приговор Артем Скрипник узнал, находясь в Рижском централе – из-за болей в ноге он не смог прибыть в суд. Судебное разбирательство проходило в режиме видеоконференции. 

 

Будучи задержанным, Артем Скрипник уверял, что получил тяжелое ранение головы. У него констатирован гемипарез – ослабление мышц части тела. Однако выписка из Луганской больницы, предоставленная адвокатом Иммой Янсоне, свидетельствует о том, что серьезные травмы Артем Скрипник получил не на войне, а в автокатастрофе. 

 

В связи с оправдательным приговором Артем Скрипник выпущен из тюрьмы. 

 

Обвинение, несомненно, опиралось на показания самого Артема Скрипника, которые он давал Полиции безопасности сразу после задержания. На одном из последних судебных заседаний был допрошен дознаватель ПБ, непосредственно работавший со Скрипником после его задержания. 

 

Следователь рассказал, что уголовный процесс за незаконное участие в вооруженном конфликте против Скрипника был начат в конце января 2016 года, после того как Артема задержали. Скрипник был помещен в Даугавпилсский изолятор временного содержания, куда дознаватель ездил, чтобы допросить подозреваемого. Из слов следователя следует, что Артем Скрипник признался, что приехал навестить бабушку, по которой соскучился. Также Артем признался, что второй его целью было убить отца, который якобы спонсировал бойцов Антитеррористической операции. По словам дознавателя, Скрипник много рассказывал, как воевал в Донбассе. При этом следователь утверждает, что никакого давления на подозреваемого не оказывал, не угрожал и что он уверен, что Скрипник не фантазировал, а говорил правду.

 

На одном из предыдущих процессов была просмотрена видеозапись допроса, на которой Артем рассказывает, что в 2008 году уехал жить в Москву. В России он якобы периодически занимался военной подготовкой. Но занятия были нерегулярными. При этом подозреваемый как бы между прочим заметил, что в 2016 году будет мировой переворот, но кто его совершит, не сказал.

 

Что касается участия в украинском вооруженном конфликте, то Скрипник рассказывал, что летом 2014 года он со своей группой отправился в Ростов, где встретился с какими-то людьми, возможно, из российских спецслужб, которые предложили отправиться в Донбасс. По словам Скрипника, за участие в войне ему предложено было получать по 20 000 рублей (на тот момент примерно 425 евро) в... день. В июле 2014 года группа Скрипника прибыла в Луганск. Оружие наемникам выдали еще в России. Подозреваемый в красках рассказывал, где и как воевал. В числе прочего Артем упомянул бои за Донецкий и Луганский аэропорты. Сколько человек он убил, Скрипник сказать не смог, но заявил, что расстреливал и резал многих. В том же году его ранили в голову, к тому же он повредил ногу и руку. Пролежав месяц в больнице, он снова ринулся в бой. Теперь уже в роли снайпера. По его словам, он положил больше ста «укропов». 

 

Честно говоря, рассказ не очень похож на правду. Ведь любому человеку понятно, что снайперов и отъявленных головорезов готовят годами. А Скрипник, насколько известно, в Даугавпилсе стрельбой в спортшколе не занимался. Немаловажен факт, что статьи, по которым к ответу призывался молодой человек, были приняты задолго после того, как он покинул Латвию, и, естественно, о них молодой человек ничего не знал. Поэтому вполне естественно, парень попросту горел желанием показать себя героем перед спецслужбами, не подозревая, чем все это для него обернется. Видимо, это все учел судья Зигмунд Дундурс. Как бы то ни было, но все станет ясно после того, как станет доступен полный текст приговора.  

 

В 2015 году Артема Скрипника задержали в России за незаконный переход границы, но позднее отпустили. А уже в 2016 году он был задержан в Латвии. Напомним, что после задержания адвокат Имма Янсоне подтверждала, что последствия ранения по-прежнему серьезно сказываются на здоровье Скрипника. Просматривая видеозапись допроса в суде, Скрипник то улыбался, то хохотал. 

 

В суде все свои признания Скрипник отрицал. По его словам, и дознаватель, и прокурор на него давили, провоцировали, выводя его из себя. Поэтому он просто оговорил себя, придумав события, которые не могли происходить в принципе. Артем настаивал на том, что занимался гуманитарной миссией – возил в Донбасс одежду, продукты, другие необходимые вещи, которые собирались в Москве. 

 

Любопытно, что дознаватель ПБ в суде заявил, что Скрипник является подозреваемым в заказном убийстве, совершенном в Юрмале несколько лет назад. Речь идет об убийстве 50-летнего владельца SIA Nikos OM Николая Кириллова в 2012 году, о чем газета «СейЧас» подробно рассказывала. Напомним, что Николай Кириллов был убит 25 июня 2012 года в Юрмале. Преступник выстрелил из пистолета ТТ четыре раза, одна пуля оказалась смертельной. Еще одна пуля зацепила девушку. Официально предприятие Кириллова занималось деревообработкой, но у него был и другой бизнес в Латгалии – контрабанда сигарет из России и Белоруссии. Госполиция на этот счет комментариев не дает.