Через тернии к звездам: Гайда Иванова и Алексей Жилко7
Честь танцевать Латвии
– Я вообще родилась в деревне Галенской волости, это недалеко от Прейли, – начинает свой рассказ Гайда Иванова. – Училась в Лиепайском педагогическом институте на учителя начальных классов и по сей день работаю по специальности. А когда начинала работать, мне стало как-то скучно. Захотелось… танцевать со своим классом. У меня на тот момент не было никакого танцевального образования, танец просто жил внутри. Это уже потом я посещала различные курсы. Можно сказать, что коллектив появился на свет в 1985 году.
То, что он носит имя руководителя, по словам Гайды, – чистая случайность и детская выдумка. Как-то собирались выступать в Литве, и ребята сказали: «Представьте, нас будут объявлять – коллектив такой-то школы из Прейли. Длинно и скучно. Давайте, skolotāja, вашим именем назовемся – Gaida. Коротко, красиво, звучно». И название прижилось.
На сегодняшний день в ансамбле танцует почти сотня ребят – с первого по двенадцатый классы. «Конечно, с детьми всегда непросто работать. Малыши охотно идут танцевать, их не надо особо уговаривать. Потом наступает переходный возраст, пятый-шестой класс. Многие начинают стесняться, особенно мальчики; уходят из коллектива. Затем уже в гимназических классах возвращаются. Естественный такой процесс. Я считаю, что сам по себе танец многому учит – учит жизни в коллективе, отношениям между мужчиной и женщиной, артистизму, преодолению комплексов», – рассказывает Г. Иванова.
Коллективу Gaida есть чем похвастаться: танцоры – победители и лауреаты многих международных конкурсов и фестивалей, обладатели золотых дипломов и других наград. Литва, Эстония, Россия (золотой диплом был получен в Санкт-Петербурге), Германия, Турция, Чехия, Польша, Венгрия, Беларусь – вот далеко не полный перечень стран, где довелось с успехом выступить. Нынешний год оказался очень насыщенным: в марте прейльские ребята участвовали в большом международном фестивале в Сицилии (Италия), там на них обратили особое внимание и пригласили на фестиваль в Южную Корею, который состоялся в мае. А после Кореи, уже летом, в начале июля, юные танцоры выступили в Греции. Сейчас готовятся к концертам в странах Балтии, идет работа в соответствующих проектах.
Среди столь напряженной жизни и случилось важное для Гайды событие – 4 мая она приняла из рук президента Раймонда Вейониса Орден Трех Звезд пятой степени.
– Я, как всегда, допоздна засиделась в школе. Работа с детьми, разные проекты не идут строго по часам: мол, закончился рабочий день – иди домой. Вдруг звонит дочь и говорит: «Мама, я прочитала в Интернете, что тебя наградят орденом…» Это очень красивое и волнующее мероприятие – вокруг много заслуженных людей, выступает президент… Так вышло, что я единственная жительница Прейли, получившая столь высокую награду. Но я хочу подчеркнуть: таких, как я, в Латвии очень много. Этот орден принадлежит всем танцорам и всем руководителям, мы ведь все одержимые, – говорит Гайда. И продолжает:
– Я счастливый человек: делаю то, что нравится, и что-то у меня получается. У меня две дочки и пятеро внуков, стараюсь уделять им как можно больше внимания. Увы, они все не живут в Прейли, но Латвию не покинули. Следующий год пройдет под знаком большого праздника – столетия государства. Я вижу, что народная культура в Латвии развивается, интерес к истокам растет, это хорошо и важно. Праздник столетия по сути – великий праздник, надо не пробежаться по нему, а медленно его прочувствовать, прожить внутри. Пользуясь случаем, я хочу поблагодарить всех друзей и спонсоров Gaida – в первую очередь предприятие Preiļu siers и депутата Сейма Алдиса Адамовича.
Принимая Орден Трех Звезд, многие говорили: «Gods kalpot Latvijai!» А Гайда Иванова произнесла: «Gods dejot Latvijai!» («Честь танцевать Латвии!») И этим всё сказано.
«Мое служение»
Алексей Николаевич Жилко, потомок коренных рижских староверов, с 1991 года возглавляет Совет первой Даугавпилсской (Новостроенской) староверской общины. Орденом Трех Звезд третьей степени он был награжден 11 мая 2011 года и вспоминает об этом так:
– Мои товарищи ходатайствовали насчет получения ордена, чтобы предметно отметить мое 65-летие. Я получал награду в Рижском замке, помню его как Дворец пионеров, в детстве ходил там в кружки. Со мной вместе тогдашний президент Валдис Затлерс вручил орден режиссеру-документалисту Герцу Франку, ныне покойному, и полицейским, достойно проявившим себя во время трагедии в Екабпилсе зимой 2011 года. Затлерса я к тому времени знал лично, он посещал по моему приглашению наш храм. Встречались мы с ним и после вручения мне ордена. Он очень приятный человек, но не со всеми его внешнеполитическими решениями я был согласен. В ответном слове я сказал, что Орден Трех Звезд не является моей личной наградой, это оценка общины и нашей конфессии в целом.
А. Жилко охотно рассуждает о терниях и звездах на своем пути:
– Терний было много: и оболгание, и клевета, и материальные потери. Но что о них много говорить… Куда важнее стремиться к Горнему Иерусалиму, искать Царствие Небесное, невзирая на второстепенные бытовые вещи.
Вы спрашиваете, чем я могу гордиться? Гордость – единственный грех против Бога, все остальные грехи человек совершает против себя и ближних. Поэтому я так скажу – я доволен, что могу поддерживать морально Гребенщиковское духовное училище в Риге, читать там лекции. Важно, что изданы книги: небольшая книжка, посвященная 90-летию нашего храма, и сборник «Мое служение», он вышел в прошлом году и обобщает почти 30 лет моей церковной деятельности. Не менее книг важна повседневная жизнь – богослужения, крещения. Вот вам, придя на встречу со мной, пришлось немного подождать: я крестил ребенка, родители приехали из Великобритании. И мы по крайней мере два раза в год ездим в Великобританию, проводим там службы. Духовные узы не разорваны.
Стоит отметить, что нам удалось сохранить наш древний церковный знаменный распев. Создан хор «Унисон», выступающий на особых мероприятиях, издавший несколько дисков. Был еще детский хор «Воскресение», тоже издавший компакт-диск, с успехом участвовавший в международных встречах в Польше, Эстонии, других странах. Сейчас хор распался, хористки выросли. Восстановить «Воскресение» пока не удается: нет заинтересованной молодежи и нет тех бабушек, которые могли привести детей в храм…
Алексей Николаевич подчеркнул: староверы благодарны латвийскому правительству за то, что нет гонений на веру. Можно открыто проводить мероприятия, открыто обучать своей вере. Появился даже свой праздник Торжества Древлеправославия в Латвии, он крестным ходом отмечается каждое третье воскресенье июля. С другой стороны, староверы, как и остальные жители страны, видят экономический упадок, растущие цены на электричество, лекарства и т. д.
– И мы никогда не согласимся с тем, что русский язык в Латвии – иностранный язык. Мы в 2012 году обращались к Солвите Аболтине, тогда занимавшей пост председателя Сейма, с письмом, она нам ответила. Наше письмо и ее ответ можно прочитать на сайте www.staroverec.lv (Вот фрагмент ответа С. Аболтини: «Даже спустя 20 лет после возобновления независимости позиции латышского языка не стабилизировались полностью на всей государственной территории и во всех функциях. Поэтому важно осуществлять единую языковую политику по всей территории государства. Ваше предложение установить особый статус местам, где живут не менее 20% русских, не было бы возможно выполнить по той причине, что меньшинства, особенно меньшинство, говорящее на русском языке, распространено по всей территории государства, и это означало бы, что в шести из семи крупнейших городов Латвии также и в самоуправлениях могли бы функционировать два языка. Такая ситуация не способствовала бы освоению и использованию государственного языка, вместе с тем ослабляя его конкурентоспособность». – Прим. авт.). Статус русского языка – наша рана, наша боль. Мы пишем и говорим об этом, чтобы потомки не обвинили нас в бездействии, – говорит А. Жилко.
В заключение разговора церковнослужитель поздравил всех с приближающимся столетием Латвии, при этом отметив: «Не за горами очень важная для староверского мира дата – в 2020 году исполнится 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума (1620–1682), выдающегося церковного деятеля XVII века. В России уже разработана специальная юбилейная программа, в ней акцентируется писательская деятельность Аввакума, для нас же, староверов, главное – его страдания за Старую Веру».