Как протодиакона в Ригу не пустили6
В Латвии А. Кураев был только один раз, и то, по его собственному признанию, лет десять тому назад. «Только раз бывают в жизни встречи…» Выступал тогда с лекцией в Доме Москвы. А в этот приезд планировал участвовать в философской дискуссии на предмет поговорить о душе в библиотеке им. Николая Задорнова. Но в силу упомянутых выше обстоятельств, профессор Московской духовной академии А. Кураев так и не смог подискутировать с петербургским философом, публицистом Александром Секацким и латвийским психологом Марисом Силиньшем. Позднее в интервью одной из радиостанций А. Кураев выскажет предположение, что поводом для включения его в черный список могло стать заявление 2014 года, когда протодиакон назвал президента Латвии, призывавшего патриарха Кирилла не приезжать в Латвию, «не вполне зрелым политиком». Есть у А. Кураева и другие догадки, связанные с однажды высказанной им публичной критикой в адрес латвийских активистов рериховского общества, последние обиды не стерпели и пожаловались, куда надо.
В итоге в связи с решением «не пущать», А. Кураев в ожидании обратного рейса просидел в столичном аэропорту весь день. «Ранее я ходил в нонгратах Азербайджана (за посещение Нагорного Карабаха). Могли бы меня «забанить» и в Грузии (за посещение Абхазии), но в сентябре я спокойно побывал в Тбилиси. В Латвии я был один раз лет 10 назад. От той поездки у меня до сих пор витраж на окне – он подарен спикером латышского парламента, лютеранским пастором. Это я к тому, что скандалов не было, хотя в тот раз лекция была в Доме Москвы», – написал протодиакон в своем блоге, комментируя ситуацию.
На странице российского диппредставительства (Facebook) можно прочесть, что включение российских религиозных деятелей в список тех, кому запрещен въезд в Латвию, находится «за гранью понимания».
Официально Андрею Кураеву не объяснили причину внесения его персоны в черный список, но запрет, как уточнила полиция, достаточно давний – с 2015 года. Невъездной оптимистично называет происшедшее «интересным приключением». При этом известно, что протодьякон находится в оппозиции к РПЦ, критикует политику В. Путина и коррупцию в России. Кураева приглашают в передачу «Особое мнение» («Эхо Москвы»), где он своего «особого мнения» не скрывает. Да и «особых» песен, по примеру Кобзона или Газманова, не поет. С учетом перечисленного, запрет на въезд на фоне современной полит-ситуации выглядит как-то странно. Получается, что и так не так, и так не этак.
Отныне протодиакон в непредусмотрительные перелеты не пускается. В частности, насидевшись в рижском аэропорту, миссионер отказался от поездки в Эстонию. Увы, похоже, студенты Таллиннского «универа» лекцию Андрея Кураева вряд ли услышат. Между тем, организаторы мероприятия в Таллинне, ссылаются на то, что вылететь прямым рейсом в столицу Эстонии, Кураев не может по причине ухудшившегося самочувствия. А кто бы полетел, сознавая, что эстонские пограничники не гарантируют беспроблемного попадания в запланированную точку «посадки»?...