Миссия Аллы Бартуле1
В августе этого года Алла Бартуле вернулась из двухмесячной командировки из Италии. Она принимала участие в операции «Фронтекс» по приему мигрантов в одном из крупнейших центров идентификации и размещения задержанных иностранцев – Santa Anna в Кротоне (вмещает 4 тыс. человек).
ДЛЯ СПРАВКИ
Frontex («Фронтекс») – агентство Евросоюза по безопасности внешних границ. Агентство было создано на основании постановления Council Regulation (Регламентирующего совета) в 2004 году. Начало работать 1 мая 2005 года. «Фронтекс» является ответственным за координацию деятельности национальных пограничных служб и обеспечивает надежность границ стран – членов ЕС с третьими странами.
Свою миссию Алла Бартуле начала в Италии 6 июня. Главной задачей для нее и ее коллег было идентифицировать мигрантов, прибывающих несметным потоком из африканских и ближневосточных стран – это установление национальной принадлежности мигрантов, их имена и фамилии и год рождения, т. е. возраст. А вторая задача, как рассказывает Алла, была более сложной и ответственной: выбрать из всех вновь прибывших мигрантов человека, который мог бы рассказать о тех путях, которые ему уже пришлось пройти, о том, кто ему помогал и сколько он заплатил за это, а также каковы его дальнейшие маршрут и цели.
По словам Аллы Бартуле, если с первой задачей справиться было сравнительно просто, то со второй – весьма и весьма сложно: многие прибывали в Кротоне сильно напуганными и ни о чем не хотели рассказывать. А все дело в том, что реальных беженцев, которых преследуют власти в своей стране или которые бегут от войны, из всего ныне уже многомиллионного потока мигрантов, по словам Аллы Бартуле, сравнительно мало. В основном это либо экономические мигранты, ищущие сладкую жизнь в зажиточных странах Европы, в первую очередь в Германии, либо люди, которых попросту вынуждают покидать дом родной и отправляться в Европу организованные преступные группировки, которые зарабатывают на этом огромный капитал. Что касается организованных преступных группировок, то на сегодняшний день этакой штаб-квартирой мировой мафии, занимающейся контрабандой людьми, является Ливия.
Что же касается задержанных мигрантов, то они прибывают в Европу из многих стран Африки и Ближнего Востока – Гамбии, Ганы, Эритреи, Сенегала, Мали, Нигерии, Буркина-Фасо, Гвинеи, Ирака, Сирии, Палестины. После того как с задержанными лицами проводится соответствующая работа по идентификации их личностей, их отправляют в лагеря для мигрантов. Это закрытая территория, из которой без соответствующих распоряжений выходить нельзя. А уже после того, как соответствующие институции принимают окончательное решение, люди, находящиеся в лагерях, либо депортируются на родину, либо получают статус беженца и направляются на жизнь в какую-либо страну ЕС. По распределению. Например, в Латвию. Вот только наша страна, не секрет, не является для них страной обетованной. Напомним, что, согласно брюссельским квотам, в Латвию были направлены 23 первых беженца. Но вскоре 21 из них исчез в неизвестном направлении. А буквально неделю назад стало известно, что центр беженцев «Муцениеки» покину и Робел со своей супругой из Эритреи, которые прибыли в нашу страну в феврале. О них говорили, что это одни из редких беженцев, которые успешно могут адаптироваться в Латвии. Это к слову.
– Алла, расскажите, пожалуйста, об условиях, в которых вы жили в Италии?
– Могу сказать, что условия проживания для человека, которому приходится быть вдалеке от дома долгое время, были очень достойные. Мы жили в очень хорошей гостинице с завтраком. Командировочные деньги также были достаточно приличными, они полностью оправдывали эту поездку. Скажу честно, что я находилась в таких условиях, что могла все свои силы направить на выполнение поставленных задач, не думая о чем-то другом.
Как уже упоминалось, для Аллы Бартуле это не первая командировка по линии «Фронтекс». Впервые выполнять свою иностранную миссию она отправилась в 2008 году. Тогда, имея 5-летний опыт работы на границе, пройдя многочисленные соответствующие курсы, изучив специфику работы, она была направлена в Болгарию, на турецко-болгарскую границу, в качестве эксперта по интервью – работа, связанная с проверкой документов. В частности, у представителей прибалтийских стран. Если в ходе проверки документов или груза появлялись какие-то сомнения, то в обязанности Аллы Бартуле входило связаться либо с латвийскими, либо литовскими, или эстонскими соответствующими институциями, идентифицировать личность человека, подлинность его документов и выяснить все обстоятельства. Между прочим, во время болгарской миссии Алле с коллегами удалось задержать несколько автомобилей, которые числились в угоне. Были случаи, когда у соотечественников обнаруживались фальшивые документы. Кроме того, операции «Фронтекс» – это всегда неоценимый обмен опытом.
После этого была миссия в Польше, на польско-литовской границе, Литве – на литовско-польской границе. Побывала в операциях «Фронтекс» Алла Бартуле в Словакии, Греции (работа с мигрантами), Венгрии, Финляндии.
Как вы понимаете, поехать в заграничную миссию по линии «Фронтекс» не так просто. Одного желания сотрудника Государственной погранохраны тут недостаточно. Для этого нужно иметь немалый опыт и профессионализм. И этим всем она обладает в полной мере.
– Алла очень высококвалифицированный специалист в своей области. Она исполнительна, прекрасно знает законодательство. Причем, не только латвийское, но и все, что связано с Шенгеном. Очень ответственно и старательно подходит к своей работе. Активно принимает участие в разных мероприятиях, особенно если они касаются детей, например во время дней открытых дверей. И с подчиненными, и с руководством ведет себя очень учтиво и в то же время достаточно дружелюбно. Очень коммуникабельна. Всегда пытается найти компромиссное решение в любых, даже самых сложных ситуациях. Это относится и к людям, пересекающим границу, и даже к нарушителям, – отмечает начальник ПКП «Патерниеки» полковник-лейтенант Вилис Кусиньш.
Все эти качества, перечисленные ее непосредственным начальником, не только позволяют Алле Бартуле участвовать в заграничных миссиях. Она их успешно применяет и на основном месте работы, и в заграничных командировках.
– Вы повидали людей самых разных национальностей. Можете как-то их сравнить?
– Естественно, у каждой национальности есть свои особенности. Например, итальянцы очень темпераментные, но это в них и симпатизирует. Но на то мы и эксперты, чтобы находить общий язык с разными людьми, быстро приспособиться к новому месту с соответствующими ему условиями.
– Алла, вы уже бывали в стольких миссиях (надо полагать, будете еще во многих), а когда же вы занимаетесь основной своей работой в «Патерниеки»?
– Да, времени вполне хватает и на основную работу. Одна командировка длится в основном месяц, а их может быть не более двух в году. Или одна в течение двух месяцев.
– А чем вы занимаетесь в заграничных командировках вне рабочего времени?
– Для меня очень важно ознакомиться с местом, в котором я нахожусь, выяснить, чем живет тот или иной город. Поэтому в первую очередь стараюсь посетить и осмотреть местные достопримечательности.
– Можно сказать, что, бывая в рабочих командировках, вы еще и занимаетесь самообразованием на практике?
– Можно сказать и так.
– А как к этим многочисленным командировкам относятся ваши близкие. Тем более сегодня, когда в Европе очень даже неспокойно?
– У меня взрослая дочь – ей 21 год, и она учится в академии в Риге, живет самостоятельной жизнью. Так что о ней беспокоиться мне не надо. А муж меня понимает и полностью поддерживает. А что касается опасности, то везде может таиться опасность. Я к этому отношусь философски.
Алла Бартуле коренная краславчанка. Окончила Краславскую 2-ю среднюю школу, после чего поступила в тогда еще Даугавпилсский педагогический институт на филологический факультет. Но не прошло и двух лет, как их группа распалась. После этого поступила учиться на юриста в Балтийский русский институт. Окончив, поработала в банке, затем менеджером в частной компании, а в 2004 году пошла на службу в Государственную погранохрану. Начала работать младшим инспектором. По распределению попала на ПКП «Патерниеки», где служит по сей день. Сегодня она начальник смены, в ее компетенции множество обязанностей – организация работы смены, контроль над персоналом, углубленная проверка документов, выдача шенгенских виз и другое.
По собственному признанию, за годы работы на границе были попытки нарушителей дать взятку – что поделать, такова наша жизнь. Но заканчивались они ничем. По словам Аллы, главное сразу потенциального взяткодателя поставить на место. Дать понять, что предложение взятки плачевно закончится для самого взяткодателя.
Свободное от работы и командировок время Алла предпочитает проводить в семье, с друзьями. Любит покататься на велосипеде, просто погулять по Краславе – небольшому, но летом очень зеленому городку. Очень ему предана с детства и, по собственному признанию, еще далеко не факт, что приняла бы предложение уйти на повышение с переездом в другой город.
В таком случае пришлось бы серьезно подумать, взвесить все нюансы. Когда была собака (умерла в прошлом году. – Прим. авт.), много времени проводила с домашним питомцем. Всегда готова поехать в соседний город и посетить концерт, выставки, театр. Очень любит читать книги. Из классиков предпочитает Михаила Булгакова. Считает, что сумела привить любовь к книгам и своей дочери. По мнению Аллы Бартуле, молодежь, которая сегодня игнорирует литературу, перестает разговаривать на родном языке.