Исследователь: открытого этнического конфликта в Латвии нет, скрытая обида - есть1
"Почти все опрошенные русскоязычные вспоминали случай, когда какой-то латышский националист говорил им "Уезжайте отсюда". Большая часть латышей такое не говорит, и мы, может быть, этого не замечаем, но русские воспринимают это очень болезненно. Особенно если российская пропаганда им об этом регулярно напоминает. Но и латыши чувствуют обиду, например, по поводу того, что происходит 9 мая", - отметил Хиршс.
Цель исследования, по словам Хиршса, заключалась в том, чтобы понять, насколько велико влияние российской пропаганды в Латвии на самом деле. "Мы сформулировали шесть главных тезисов российской пропаганды о Латвии - о низком качестве жизни, дискриминации русского языка, возрождении фашизма и т.д., и изучили, какая часть жителей Латвии с этим согласна. И русские, и латыши. Не могу сказать, что результаты были слишком неожиданными. Примерно половина русскоязычных с этими тезисами согласна, - отметил исследователь. - Как это оценивать? Традиционный вопрос: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Как оптимист, я бы сказал, что ситуация совсем не так плоха. Русскоязычные - не однородная масса, и не все те, кто потребляет российские СМИ, автоматически верят тому, что там говорится".
По словам Хиршса, позитивно можно оценивать отношение неграждан к ситуации в стране. "Несмотря на то, что российская пропаганда подает неграждан как особо дискриминируемую часть общества, сами они себя так не ощущают. В плане отношения они не слишком отличаются от остальной части русскоязычных - примерно половина согласна с российскими месседжами, половина - нет".
Кроме того, совершенно не соответствует действительности тезис о том, что латгальцы настроены пророссийски или сепаратистски. "Совершенно наоборот. Латгальцы - самая патриотично настроенная группа из всех опрошенных, с самой большой готовностью защищать страну в случае военной агрессии", - отметил Хиршс.
Опубликованное в середине июля исследование (PDF, англ.) проводилось с января 2015 по март 2016 года — фактически, в самый разгар трагических событий в украинском Донбассе, в период времени, когда общество в Латвии было наиболее поляризовано и, по ощущениям, наиболее озабочено повторением чего-то подобного и в нашей стране.
Исследование, которое проводилось при поддержке Factum и SKDS состояло из четырех частей:
- серия больших интервью с 20 жителями Латвии из разных городов и регионов страны, говорящих на разных языках — с целью выяснить, какие вопросы и проблемы их волнуют;
- опрос 1025 респондентов (январь-апрель 2015) со всей Латвии по опроснику, составленному по темам из первой части исследования.;
- еще 20 подробных интервью с представителями тех групп, которые, по результатам второй части, были признаны наиболее восприимчивы к информационному и психологическому влиянию со стороны России;
- еще один опрос 650 жителей Латгалии — как наиболее проблемного региона страны с точки зрения российского влияния — касательно концепции "Латгальской народной республики".