Продуманное дальнейшее профессиональное обучение – это мастерский трюк данного частного предприятия, который отрабатывается уже 25 лет. О том, как и почему это происходит, в интервью с директором учебного центра BUTS Петерисом Зальмом.
– Пожизненное образование сейчас воспринимается как необходимость. Как говорится, если не пойдешь в ногу со временем, уйдешь со временем... Насколько сейчас выбор обучаться зависит от самого человека, а насколько – от работодателя?
– Пожизненное обучение начинается с 1-го класса и длится до конца жизни. Основная школа, средняя школа, высшее учебное заведение или профессиональное училище. Самое важное после того, как молодой человек окончил школу, учиться дальше. Наша целевая аудитория – это взрослые, желающие переквалифицироваться, получить новую специальность. Предлагаются разные программы, повышающие уровень компетенции человека. Нашими клиентами являются предприятия, посылающие к нам своих работников, так как для дальнейшей работы на этом предприятии у работника не хватает вышеуказанных навыков. Конечно, приходят к нам и физические лица, желающие освоить что-нибудь новое или переквалифицироваться.
– Имеются ли какие-либо возрастные ограничения для обучающихся?
– Нет. Обучаются с 16 лет и до конца жизни. За прошедшие годы самой старшей русскоговорящей женщине, которая хотела обучаться латышскому языку, было 85 лет... Был у нас проект для инвалидов, которых обучали работе на компьютере. Среди них была женщина из Курземе, у которой не было рук… Когда ее обучили работать с компьютером, она была безгранично благодарна, так как до того, живя в своей среде, не коммуницировала с обществом. Но после наших курсов она нашла друзей на порталах даже за границей. Ей открылся мир. Технически это было так: к голове был прикреплен указатель, которым она нажимала на буквы и писала…
– Насколько широко распространена возможность оценки необходимых навыков на рабочих местах? Это несколько предприятий, десятки или сотни предприятий?
– Это большие предприятия, например Latvijas dzelzceļš. Они пожелали внедрить у себя оценку навыков работы сотрудников на компьютере. Мы разработали программу электронного обучения, удаленно оценили их знания, после чего провели обучение и очно экзаменовали. Так как необходимо было обучить тысячу работников, они решили перенять эту систему и в дальнейшем обучать самим. Но учебный материал весь наш. У нас хорошее сотрудничество с Latvijas tilti, Rīgas ūdens, Rīgas siltums, Aldaris, Rīgas piens, Cēsu alus, разными энергостроительными компаниями, например RECK, RBSSKALS, UPB holdings в Лиепае и другими.
– В каких отраслях вы чувствуете себя сильнейшими?
– Одна из таких отраслей – это профессии по металлообработке, особенно – сварочные работы. Сварка необходима не только в машиностроении, в автосервисах, сельском хозяйстве, строительстве, но и много где еще. И везде нужны профессионалы. Поэтому мы сотрудничаем с сертифицированными институциями, например с компаниями Lloyd's Register, TUV NORD и Veritas, которые обеспечивают международные сертификаты. Одновременно у нас самих в Латвийском Национальном бюро аккредитации (LATAK) имеется аккредитованная лаборатория, проверяющая качество сварочных швов. Эту лабораторию мы используем и в наших учебных целях. Сильны мы и в инженерных коммуникациях, электромонтаже, в оборудовании теплоснабжения. У BUTS давние традиции и по обучению по охране труда и пожаробезопасности, информационным технологиям, Гражданской обороне, по минимальным требованиям гигиены, в работе с опасным оборудованием. Довольно крепкая материально-техническая база у нас имеется по столярничеству, которое в данное время переходит на уровень ремесленничества.
– Чтобы специалистов обучить наилучшим образом, необходимы инструкторы высшей пробы... У вас такие имеются?
– Безусловно. И этому мы уделяем огромное значение. Приведу примеры: очень хороший специалист сварщик Вячеслав Шкутанс – инженер европейского уровня, обучался за границей, завоевал авторитет; или Айвар Книпшис, обучающий электриков, он делегирован в совет экспертов энергетической отрасли, ему доверено оценивать разработанные профессиональными школами программы и материалы.
– Утверждают, что общеобразовательных школ в Латвии слишком много, их численность уменьшают. Как обстоят дела с профессиональными учебными заведениями? Может, слишком многие идут учиться в вузы, может, надо было бы больше обучаться ремеслу?
– Государственная политика ориентирована на то, чтобы после основной школы – 9-го класса – 50% учеников шли бы учиться в общеобразовательные учебные заведения и потом в вузы, а вторая половина – 50% – в профессиональные училища. Однако после средней школы очень многие не идут дальше учиться в высшие школы по разным причинам: нехватка финансов, разочарования… Мы видим, что среди безработных очень много окончивших только среднюю школу...
– Государству должно быть все равно, кто обучает, лишь бы подготовить человека к работе как можно лучше. Вы согласны, что необходимо равноценное отношение к государственным профессиональным училищам и к частным учебным заведениям?
– Численность обучающихся резко снижается как в средних школах, так и в профессиональных училищах. А государство очень много средств, в том числе европейских, вложило в модернизацию школ. Школы реновированы, а учеников нет. Одновременно Министерство образования и науки (IZM) никогда не скажет, что эти школы необходимо закрывать… И IZM думает, как заполнить школы слушателями, используя разные механизмы, способствует тому, чтобы профучилища сейчас принимали участие и в обучении взрослых. И таким образом эти государственные и самоуправленческие школы скрытно лоббируются. Мы хотели бы, чтобы эта политика изменилась. Образование надо оценивать не по юридической принадлежности, а по качеству. Сейчас же качество вообще не оценивается.
– Существующая ситуация не провоцирует то, что для рынка труда производится неконкурентоспособная рабочая сила?
– Официальные данные свидетельствуют, что в 2011/2012 учебном году государственные профессиональные училища окончили 8983 ученика, а отчислено было 4677 учеников – третья часть. Значит, там что-то не в порядке!
– Но и частных учебных фирм в Латвии полно... Около 900.
– Может быть, и само государство приложило к этому свою руку... Когда-то учебных учреждений было очень мало. Возникла возможность пользоваться средствами структурных фондов ЕС. Тогда стали создавать и частные учебные заведения, учебные центры. Законодательство не выдвигало никаких требований, необходимо было только предоставить документы. Многие шустрые люди разглядели здесь возможность получить деньги Европы, никаких особых требований не выдвигалось. Победителями зачастую признавались даже такие учебные заведения, которые не обучили ни одного человека. Надзор по закупу отвечал, что это ограничило бы рынок... Но ведь могли установить какие-либо показатели качества!
– Может быть, существует еще какая-либо решаемая проблема, которая мешает работе честного предпринимателя?
– Необходимо упорядочить законодательство. Закон о профессиональном образовании принят очень давно. Три или четыре министра образования обещали разработать новый Закон о профессиональном образовании... Но воз и ныне там! Одновременно с новым законом надо было бы менять и многие другие правила Кабинета министров, не соответствующие сегодняшней ситуации. Не установлена и точная терминология. Когда у Министерства образования просили, чтобы нам разъяснили концепцию, что такое образование интересов, – получили одно разъяснение. Когда о том же спросили у Министерства благосостояния, – получили противоположное мнение. Как такое может быть? Образование интересов не облагают НДС. СГД считает, что это образование для тех молодых людей, которые учатся в школе и дополнительно обучаются в музыкальных школах, в кружках искусствоведения. Но образование интересов – это может быть любая образовательная деятельность вне формального образования. Почему наши курсы поваров и фотографов это не образование интересов? Почему к ним мы применяем НДС, но если бы эти курсы считались образованием интересов, НДС не надо было бы платить. В общем, много проблем, много вопросов.
– Сейчас в моду входит дуальное образование, или такое образование, которое получено в рабочей среде. Что вы можете об этом сказать?
– Система дуального образования, когда теорию осваивают в профучилище, а практические занятия проходят на предприятии или в частных учебных центрах, перенята из Германии. Первый учебный год, когда ее испытали в Латвии, – 2013/2014. Хотя мы с председателем правления BUTS Илмаром Стабровским еще в 2004 году предлагали внедрить эту систему. Но нас тогда никто не слушал и не слышал. После того, когда встретились два премьера Домбровский и Меркель, достигнуто соглашение. В Германии 40–60 школ, которые работают в дуальной системе, остальные профучилища работают так же, как и у нас. Латвия тоже не имеет целью внедрить ее повсеместно, но в части школ это было бы полезно. В Германии это довольно хорошая система. Но разница в том, что в Латвии мало предприятий, способных обеспечить качественную практику. В одних странах существуют налоговые льготы, в других – другие привилегии, чтобы предприятия были заинтересованы. Это правильно. Если предприятие берет практикантов, то снижается производительность, случается брак, они мешают ресурсам предприятия.
Образование в рабочей среде – это одно из решений, но не основное, как у нас принято акцентировать. Мы также давно используем это дуальное образование, например, обучая работников на заводе новым навыкам. Или, когда предприятие говорит, что надо провести обучение у них, наш педагог приезжает на завод и проводит обучение.
– 25-й день рождения, под каким знаком он проходит? Какие новые цели поставлены?
– Недавно провели полную реновацию зданий и территорий, включая автостоянки и кабинеты, принадлежащих Елгавскому филиалу. Разработан Талсинский проект – расширение нынешнего филиала вместе с лабораториями. Планов много.
Относительно самого обучения, хочу подчеркнуть: будем углубляться! Чтобы быть конкурентоспособными, предприятиям нужны глубокие специфические знания. И без устали будем работать, чтобы повысить компетентность своих работников и руководителей. У нас есть как постоянный, так и приглашенный педагогический состав. Так что амбиций и вызовов у нас достаточно.