Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

Что будет с «Калкунами»?

Что будет с «Калкунами»?
В данном случае речь идет, конечно же, о самой близкой к городу волости Даугавпилсского края. Эта тема волнует и множество даугавпилчан. Как известно, под угрозой закрытия оказался расположенный в поселке Калкуны филиал Государственного Центра социального ухода.

Чтобы понять масштаб проблемы, вот только одна цифра: «Калкуны» – это 300 человек работников и подопечных со всего Латгальского региона, причем не самых легких на подъем, многие из них – это дети с тяжелейшими диагнозами и «букетом» побочных проблем как физического, так и психического характера.

 

Для всех них с 2019 года решением Министерства благосостояния начнется иная жизнь, в других местах и учреждениях. Называется все это красиво и немного загадочно – деинституционализация. А на деле выглядит так: Латвия стремится перенять опыт прогрессивных стран, способствуя тому, чтобы как можно больше обитателей спецучреждений соцопеки возвращались в общество. Чтобы дети-инвалиды жили в семьях, а взрослые с «легкими» диагнозами получали жилье в обычных или групповых квартирах, выполняли посильную работу в специальных мастерских, словом, вели жизнь, близкую к жизни обычных людей, а не пациентов закрытых учреждений. Поэтому в ближайшие несколько лет в стране будет реформирована сеть центров соцопеки, большинство из которых подлежат закрытию. Вот и в Калкунский центр добралась весть о том, что через два с половиной года он больше не будет существовать в своем нынешнем виде. Для многих это сообщение оказалось как гром среди ясного неба, заволновался персонал, родители и опекуны находящихся в центре постояльцев, руководство самоуправлений, обеспокоенное вопросом: «А что же дальше?» Беспокойство это достигло такой силы, что министерские чиновники были вынуждены совершить поездку в закрываемый центр, дабы обговорить вопрос с персоналом учреждения. Прессу, понятное дело, на саму встречу не пригласили, назначив брифинг на «послеобеда». Разговаривала с представителями СМИ госсекретарь Минблага Иева Яунземе.

 

Вид из министерства: всЁ к лучшему

 

Как известно, самые красивые виды на будущее открываются из высоких министерских окон. Вот и взгляд рижских чиновников на будущее «Калкун» полон оптимизма. В течение получаса секретарь Минблага рассказывала журналистам, собравшимся под яблоней у порога Калкунского центра (в помещения прессу не пригласили), как же хорошо все продумали в столичных кабинетах. Назвав центры, подобные «Калкунам», пережитком прошлых лет, госпожа Яунземе заметила, что министерство намерено в данном случае вернуть родителям священное право быть вместе с детьми. В освободившихся же помещениях «Калкун» в дальнейшем может быть создан Дневной центр, куда латгальские родители будут утром привозить, а вечером забирать своих «особых деток». По данным министерства, всего в Латгалии 1300 детей, которые нуждаются в такой услуге, а это на порядок больше, чем количество сегодняшних обитателей «Калкун», так что недостатка в клиентах у Дневного центра быть не может. Обеспечить доставку детей, по мнению столичных чиновников, могут и самоуправления, приобретя необходимый для этого спецтранспорт. «В это время мамочки смогут жить полноценной жизнью, то есть, как и все другие, ходить на работу, реализовывая свои карьерные амбиции и зарабатывая пенсионный капитал. Так что они ни в коем случае не должны будут приносить свою жизнь в жертву диагнозу своих детей. Я встречалась с матерями, я знаю, что они нуждаются именно в этом, – уверяет столичная чиновница. – Дети же, любые дети, должны расти в семье, и только тогда они чувствуют себя счастливыми.

 

Если же они вынужденно оставлены родителями, то, как бы хорошо ни заботился о них персонал спецучреждения, детская психика страдает, и ничем это страдание восполнить невозможно!» Что до тех детей, которые не имеют родителей, то и здесь у Минблага есть множество вариантов хорошего будущего: это и приемные семьи, и опекуны, и небольшие «семейного» типа учреждения детского ухода, а также «молодежные дома». Идеальным, по мнению Минблага, должно стать полное исчезновение в Латвии детдомов и центров постоянной опеки, но, будучи реалистами, они все же понимают, что стопроцентно избавиться от таких институций не удастся. Часть калкунских детей с особенно тяжелыми диагнозами все же будет и после 2019 года находиться в филиалах Государственного центра соцухода: малыши до 4 лет в филиалах «Рига» и «Плявниеки», а дети с 4 лет – в филиале «Балдоне». В другие центры переедут и совершеннолетние обитатели калкунского центра, часть же из них, кому позволяют медицинские показания, также постараются вернуть в социум. «Я походила сегодня по центру и уже увидела, что многие из его клиентов не должны здесь находиться, их место в семье и в обществе», – подчеркнула И. Яунземе. А работники? О них тоже подумали. Во-первых, часть сотрудников сможет работать в Дневном центре, часть сможет найти работу в других учреждениях, а остальным чиновники Минблага советуют стать, например, приемными родителями на окладе. Как пояснила И. Яунземе, в Латгалии довольно высокая безработица, так что возможность взять под опеку тех же клиентов «Калкун» и получать за этот нелегкий труд некоторое вознаграждение должна стать «хорошим решением», тем более что и средства на эти цели предусмотрены.

 

Речам министерских чиновников свойственна какая-то особая магия убеждать себя и других. Вот и речью госпожи секретаря внимавшие ей под калкунской яблонькой журналисты заслушались до такой степени, что стало вдруг казаться, что весь сыр-бор поднят совершенно напрасно какими-то досужими паникерами. Будущее же, в том числе и будущее калкунского центра, светло и прекрасно не только в целом, но и в деталях. Ну а закономерный вопрос, почему для того, чтобы что-то дать, обязательно нужно что-то отобрать, по всей видимости, не входит в круг приоритетных для чиновников Минблага.

 

«Интегрировать инвалидов в общество надо, но надо также реально смотреть на вещи, а главное, думать о людях, обо всех жителях государства, а не только о тех, на кого укажут очередные европейские регулы!»
Янина Курсите, депутат Даугавпилсской краевой думы

 

Взгляд из думы: мы будем бороться!

 

В борьбу за сохранение центра в Калкунах включилась буквально вся Латгалия. Мэр Даугавпилса Янис Лачплесис и бывшая депутат Сейма а ныне депутат Даугавпилсской краевой думы Янина Курсите встречались по этому вопросу и с министром, и с чиновниками Министерства благосостояния. Их усилия активно поддерживает и глава Совета развития Латгальского региона планирования Алина Генделе. Они уверены – за «Калкуны» надо бороться! «Вот нам твердят, что самоуправление сможет открыть в Калкунах Дневной центр для этих же самых деток. Но что это значит на практике? Сюда больных лежачих детей привозят со всей Латгалии. Смогут ли родители каждый день и в жару, и в дождь, и в снег, и в гололед их привозить-отвозить за десятки километров  по нашим дорогам? Даже те, у кого родители вообще имеются. А какие у большинства простых жителей Латгалии дома условия, чтобы таких детей там содержать? Есть ли у них специальные кровати, каталки, оборудованный для перевозки лежачих инвалидов транспорт? И кто будет обеспечивать круглосуточный уход за этими детками? Вернувшиеся после тяжелого трудового дня родители? Министерские чиновники вообще представляют себе, насколько их проекты осуществимы в реальной жизни? Что же касается деток без родителей, то где мы найдем для них приемные семьи, даже для тех, у кого более "легкие" диагнозы? Много ли найдется людей, готовых и способных взять на себя ответственность и заботу о таком ребенке? Так что в результате "реформ" мы можем и центр потерять, и качество жизни его бывших жильцов не улучшить, а, наоборот, сделать хуже. Так зачем же тогда сюда вкладывали больше миллиона европейских денег, если теперь все это планируется закрывать? Что касается работников, то уже сейчас, несмотря на то что центр еще продолжит работать в течение двух с половиной лет, несколько человек предупредили о том, что с ними будут прекращены трудовые отношения. Им советуют открывать фирмы по предоставлению услуг социального ухода. Кто будет организовывать этот бизнес – бывшие сиделки, нянечки? Когда министерские господа говорят, что человеку с квалификацией и опытом работу найти легко, они, вероятно, опираются на ситуацию в столице.

 

Но одно дело найти работу в Риге и совсем другое – в Латгалии. Или они должны, бросив свои семьи, отправиться за рабочим местом в другие города? Почему Минблаг не хочет подумать о том, что будет с благосостоянием этих людей, когда они станут безработными в регионе с самым высоким уровнем безработицы? Интегрировать инвалидов в общество надо, это бесспорно, но надо также реально смотреть на вещи, а главное, думать о людях, о всех жителях государства, а не только о тех, на кого укажут очередные  европейские регулы!» – уверена Янина Курсите. Добавим, что Даугавпилсский край, как и большинство самоуправлений Латгалии, заключил договор о включении  в процесс деинституционализации. Однако речь шла о том, чтобы решать существующие вопросы, а не создавать новые проблемы там, где их не было. Планировали, например, с привлечением европейских денег создавать групповые квартиры для совершеннолетних обитателей центра в Калупе. Вместо этого получили «подарочек» от министерства и теперь пытаются остановить уже запущенную бюрократическую машину. Потому  что, если сами подчиненные Минблагу структуры с какой-то удивительной готовностью идут на закрытие «Калкун», волю и настойчивость должны проявить самоуправления, которые понимают, насколько жизненно нужен Латгалии этот центр.  

 

Голос матери: я сыночка не увижу

 

Все время, пока миссионеры от Минблага завлекали прессу рассказами о счастливом будущем калкунской деинституционализации, в сторонке стояла неприметная женщина средних лет. Она пришла к «рижским господам» с очень важным для нее вопросом, куда же увезут ее сыночка после того, как закроют «Калкуны»? «Он, как и многие здесь, очень проблемный, лежачий, парализованный ребенок, не разговаривает совсем, но меня, конечно, узнает, реагирует. Хочу сказать, что только благодаря заботе и профессионализму здешних работников мой мальчик дожил до 14 лет, я бы сама не справилась при его диагнозах. Девочки, которые здесь работают, они ему, считай, меня заменили. И вот теперь я не знаю, что с нами будет? Куда его увезут, что там за персонал, ведь и они не знают особенностей моего ребенка. Живу я в Крыжах, у меня самой еще 4 детей  несовершеннолетних, плюс старшая дочка с мужем и внуком тоже живут с нами. И вот куда мне его забирать домой? Так я хоть разок в месяц могу к нему приехать, навестить, а если его увезут в Ригу, то я уже никогда, наверное, его и не увижу, потому что таких средств нет у меня, чтобы ездить туда», – горько сетует Ольга, мать находящегося в калкунском центре мальчика Константина. Министерского оптимизма в ней нет ни капли, рядом с уверенной чиновницей женщина выглядит немного растерянной. Журналистам признается, что надеется на то, что людям всем вместе удастся центр в Калкунах отстоять.

 

Возмущенные решением министерства даугавпилчане действительно  организовали сбор подписей за сохранение центра «Калкуны», дабы показать столичным чиновникам, что город поддерживает усилия властей края не допустить, чтобы Латгалия осталась без этого столь необходимого ее самым несчастным жителям учреждения. Подписей собрано немало, вот только пока так и неясно, помогут ли они в ситуации, когда налаженное и работающее настоящее уже решено принести в жертву светлому, пусть и теоретическому, будущему?