Обратите внимание: материал опубликован более чем восемь лет назад

Откровения экс-президента

Откровения экс-президента
«Только народ, который знает свою историю, способен создать свое будущее», – утверждает экс-президент Латвии В. Затлерс в предисловии к книге «Вот кто я!» («Kas es esmu»), презентация которой состоялась 28 апреля в Латгальской Центральной библиотеке при участии прибывшего по такому случаю автора.

Притом что в Даугавпилсе презентовался русский вариант книги, встреча с ее потенциальными читателями проходила на латышском языке. Презентация мемуарного издания продолжается с декабря 2015 года. Можно припомнить представление этой книги в магазине Polaris (Рига) или презентацию в Рижском русском театре им. Чехова, где присутствовали политики, предприниматели, известные в латвийском обществе люди. В середине апреля текущего года Валдис Затлерс презентовал печатные откровения «Вот кто я!» (по-русски) в Москве – во Всероссийской библиотеке иностранной литературы, а также в МГИМО при большом стечении гостей, в том числе представителей латышской диаспоры. В Даугавпилсе тоже собралось немало желающих уловить мудрое слово бывшего президента страны. Автор «Вот кто я!» говорил много и охотно.

 

Вообще было заметно, что господину Затлерсу доставляет удовольствие доносить свои мысли. Делался акцент на трудностях перевода книги Kas es esmu на русский язык. Тем не менее, по словам автора, латышская книга переведена на русский достаточно точно, но эмоции в ней иные. «Перевод этой книги на русский язык дал мне значительно больше, чем написание оригинала, – говорил экс-президент. – Местами дело усложнял "непереводимый латышский фольклор", хотя я, пожалуй, все же смог передать особенности латышской и русской ментальности. Это два мира, которые теперь все же живут более тесно, чем ранее». Затлерс уверен: вопрос «кто я?» должен задавать себе каждый государственный лидер, потому как вопрос этот вечный. Надо признать, что ответы, на часть обращенных к Валдису Затлерсу в рамках библиотечной встречи вопросов, содержатся в книге, которую перед ее презентацией прочли не все присутствующие. Однако этих 500 страниц в твердой обложке пугаться не стоит – изложение простое, незамысловатое, подкрепленное фотоиллюстрациями. Думается, автор этого и добивался – стать, наконец, понятным народу. 

 

«…в тысячу раз сильнее»

 

«Моя школа была целиком латышской средой. Единственное соприкосновение с русской культурой происходило на уроках русского языка и литературы, где русскоязычным учителям удавалось пробудить во мне интерес самому читать Пушкина и Достоевского. Пушкина – из-за выразительной мелодичности языка, Достоевского – ради поисков ответов на волнующие подростка вопросы», – пишет уроженец 1955 года в главе «Русские в моей жизни», одновременно развенчивая миф о притеснении латышского языка в порицаемый нынче советский период. Но, читая дальше, понимаешь, что притеснение все-таки было: «Все изменилось после поступления в медицинский вуз. Лекции шли параллельно на латышском и русском потоках, но при этом мы были одним курсом врачебного факультета. По некоторым предметам учебные книги были только на русском языке. Но прочесть и запомнить в день 20 страниц специфического текста на неродном языке по гистологии – науке о клетках и тканях – из-за недостаточности знаний русского языка мне было не по силам». И что это, если не признание: учить сложные предметы лучше на родном языке! 

После окончания Рижского мединститута (1979) выпускник В. Затлерс стажировался в Йельском университете и университете Сиракьюс (США). С должности врача-травматолога дорос до заведующего отделением травматологии. В 1994 году Затлерс уже председатель правления Больницы травматологии и ортопедии.

 

Особая страница в биографии автора мемуаров – Чернобыль. Офицер запаса, он был призван на 30-дневные учения по повестке 1986 года. «10 мая, через две недели после атомной катастрофы, нас высадили из поезда в открытом поле, где было приказано разбить лагерь. Первую ночь мы провели под открытым небом – на досках, палатки привезли только на следующий день. Позднее выяснилось, что мы находимся в 30 километрах от места аварии Чернобыльского атомного реактора». Потом бытовые условия несколько улучшатся. В подчинении у старшего лейтенанта Затлерса было 10 санитаров. В книге наряду с прочим описывается, как однажды у одного солдата в подошве сапога застрял маленький камушек – настолько радиоактивный, что превышал норму излучения в тысячу раз. В следующей главе «Наконец-то, дома!» словосочетание «тысячу раз» встречается опять, правда в ином контексте:  «Желание поскорее оказаться вместе с женой и детьми казалось тогда в тысячу раз сильнее, чем мысль, что семью надо защищать от возможных рисков», – пишет Затлерс. 

 

Чтобы не забыли

 

Интересно, что клятву Гиппократа доктор В. Затлерс давал и в Греции, когда на острове Родос проходил международный конгресс врачей. Организаторы тогда предложили уникальную возможность – повторить торжественный обет на острове Кос, в храме Асклепия, где в свое время практиковал сам Гиппократ. На Косе, куда медиков доставили «на переполненном кораблике», Затлерс купил гипсовый бюст Гиппократа и по возвращении в Ригу поставил его на своем рабочем столе. Пройдет время, и пациент, обративший пристальное внимание на скульптуру, спросит: «Доктор, это ваш отец?» Затлерс улыбнется: «В определенном смысле да». Напомним, что до того, как стать президентом Латвии, Валдис Затлерс уже был президентом Латвийской ассоциации артроскопии и вице-президентом Латвийской ассоциации ортопедов. В книге он признается: «В своей врачебной практике я никогда ни от кого не просил денег или подарков. Но считаю, что отказываться от благодарности неправильно, поскольку это обижает дарителя». Однако, заняв президентскую должность, Затлерс, как известно, решил побороться с «проблемой конвертов». Со временем понял: в этом вопросе единомышленников у него нет, так зачем идти одному против толпы.

 

Перед принятием окончательного решения стать президентом Латвии Затлерс советовался с женой Лилитой, которая ответила: «У меня нет права запретить тебе то, что ты решил сделать». Позднее супруга Затлерса скажет: «Думаю, Валдис был хорошим президентом, хотя сделанное им не было до конца оценено. Если бы ему дали возможность остаться на посту еще четыре года, то Латвия от этого только выиграла бы». А сам экс-президент напишет: «Когда очередной этап жизни закончился, из него нужно уметь выйти. Политический скорый поезд несется вперед, и в него садятся молодые политики с новыми политическими приоритетами. Что сделал, то сделал. <...> Я не чувствую необходимости напоминать себе или другим время своего президентства. И меня совершенно не беспокоит факт, если люди вообще забудут, что когда-то был такой президент Валдис Затлерс. Одна строчка в истории Латвии будет – этого достаточно. Но ее не стереть». Однако при таком заявлении Затлерс посчитал нужным издать мемуары, неоднократно и повсеместно презентовать их, притом что строчек в увесистой книге гораздо больше, чем «одна». Конечно, это для того, чтобы напомнить о себе. Воспоминания издаются и распространяются именно с такой целью.  «Я осознал, что со своей целеустремленностью и работоспособностью я сегодня мог бы быть материально очень богатым человеком, – пишет Затлерс. – Однако деньги и власть меня никогда не привлекали. Для меня важна интересная жизнь, которая протекает в согласии с совестью, а также спокойный ночной сон» (гл. «Как уйти из власти»). Вообще авторский постулат о том, что главное – интересная жизнь, можно встретить и в других главах книги: «Я не создан для ежедневной рутины, для меня жизнь – это постоянное приключение. Как врач, я могу сказать, что неудовлетворенность жизнью превращается в болезни». Получается, президентство (2007–2011) стало еще одним приключением в судьбе Валдиса Затлерса.

 

Примечательно, что автору «Вот кто я!» не чужда самоирония. Рассуждая о том, что остается в памяти людей о деятельности должностных лиц, Затлерс пишет: «И про меня будут говорить: "зоопарк", "конверты", "кто я?" и "Указ №2" (роспуск Сейма). Каждое из этих слов – метафора, и они вызывают в памяти мое время. И на самом деле, я доволен тем, что уже успел стать героем фольклора». По поводу роспуска Сейма в мае 2011-го в одном из интервью, данном в рамках презентации книги, Затлерс пояснял: «Перед этим я говорил с каждым представителем партии. И со стороны коалиции, и со стороны оппозиции. И я не нашел среди них никакой общности, никакого общего знаменателя. Поэтому я решил воспользоваться правом, данным мне Конституцией. В случае необходимости повторил бы это еще раз». И такой приобретенный опыт: «В политике не принято подавать друг другу руку помощи. Как раз наоборот – в ней гораздо дольше задерживаются посредственности, те, кто могут элегантнее, без зазрения совести "утопить" других. В этой борьбе, которая зачастую не видна снаружи, годятся все средства».

 

И что после таких постпрезидентских признаний народу думать о властях предержащих?.. Общеизвестно, что обличенные ранее госполномочиями начинают говорить то, что действительно думают, только когда от них уже ничего не зависит. Сегодня Затлерс сожалеет, что родившимся в Латвии русским не дано автоматическое гражданство, что муссируется тема обучения школьников исключительно на латышском языке. Бывший глава государства признается, что почти не смотрит новости, предпочитая путешествовать по миру и общаться с людьми на политико-социальные темы лично. Если вам любопытно узнать, что экс-президент думает о Путине, о латвийских олигархах, о том, почему в Латвии так много самоубийств, читайте его книгу. Отметим, что Затлерс участвует в различных светских мероприятиях как в Латвии, так и за рубежом, читает лекции, проводит встречи. Уж не собирает ли таким образом материал для своих новых откровений?..