Каждый латвиец пойдет в банк, как на исповедь1
В ближайшее время каждый налогоплательщик получит из своего банка анкету с вопросами, на которые будет обязан честно ответить.
Если клиент решительно проигнорирует анкетирование, даст недостоверные ответы или вздумает шутить, банк поставит под вопрос дальнейшие с ним отношения. А как насчет права выбора? Получается, нет его…
Брак поневоле
Первыми подробные анкеты с вопросами через интернет–банк получили клиенты DNB. Уже подсуетился и Swedbank. Как сообщил журналистам руководитель управления обслуживания клиентов Вадим Фролов, банк переработал анкету, сделав ее более понятной (в том числе на русском языке) и даже открыл отдельную телефонную линию для клиентов, по которой они могут получить помощь в заполнении анкеты.
А помощь явно понадобится. Открываем анкету и пытаемся заполнить. В интернет–банке видно только одну страницу, наверху еще семь закладок, каждая последующая открывается только если правильно ответишь на все вопросы предыдущей, то есть всю анкету целиком ты не видишь, не знаешь, какие вопросы подстерегают тебя дальше.
Но уже и первые вопросы ставят в тупик: например, назовите ваш код налогоплательщика. Да чтоб я знал!
Знакомая бухгалтер, к счастью, объясняет, что персональный код одновременно является и кодом налогоплательщика. И это только первый вопрос. Далее про работу, где и кем вы работаете, кто платит вам деньги.
Графа одна, а если я работаю в нескольких местах? Та же самая знакомая бухгалтер предлагает ограничиться каким–нибудь одним местом работы на выбор. А если меня потом уличат во лжи? Буду объяснять, что строчек в анкете не хватило? В общем, понимаю, что на заполнение всей анкеты у меня уйдет не менее двух часов, причем с телефонной трубкой в руке — если я, конечно, дозвонюсь до того самого консультационного номера, который, вероятнее всего, будет дымиться от звонков клиентов. Если это самая понятная анкета Swedbank, то каковы же менее понятные?
Первая реакция — досада от бессилия перед системой. Вторая — что станет со всеми нами, если банк прекратит с нами отношения?
Страшно подумать. Куда придет наша честно заработанная зарплата? Как мы будем оплачивать коммунальные счета и прочие блага цивилизации?
Мы все настолько сегодня зависим от банка, что у нас нет никаких шансов вырваться из его цепких объятий, остается только безропотно выполнять все указания. Сегодня велят заполнить анкету — а что завтра? Может быть, начнут регулировать матримониальные отношения?
Если государство велит банкам анкетировать клиентов в целях борьбы с нечестно нажитыми средствами, то почему бы также не регулировать количество браков, в борьбу за которые наше правительство также вступило на днях?
Не хочешь жениться — банк прекратит с тобой отношения.
Есть вопросы!
Анкеты в этом году получат все клиенты всех латвийских банков. Единого стандарта опроса нет. Скорее всего, одни банки будут расспрашивать подробней, другие — менее детально. Вопросы могут быть разными.
Банки должны собрать всю информацию до 1 декабря. Вот, например, некоторые вопросы, на которые нам всем предстоит ответить:
— Каков источник происхождения вашей наличности?
— Каковы средние суммы поступлений наличности на счет в месяц?
— Каковы цели ее использования?
— Какие доходы имеете?
— Если зарплата — укажите компанию.
— Если дивиденды — аналогично.
— Если получаете деньги за сдачу в аренду недвижимости — укажите адрес этой недвижимости.
— Если вы получаете доход как самозанятое лицо — укажите род деятельности.
— Используется ли счет в банке для сделок третьих лиц?
— Собираетесь ли в ближайшее время тратить наличные деньги, в каком количестве?.
— Собираетесь ли вы оставаться в стране меньше года или больше года?
— Являетесь ли вы политически значимым лицом?
Последний вопрос меня поставил в тупик: а вдруг я считаю себя политически значимым лицом?
Итак, если вы не справитесь с заполнением анкеты, даже когда вам нечего скрывать, будьте готовы к жестким санкциям. Теперь даже смешно вспоминать, как упорно агитировали нас банки на протяжении многих лет хранить у них деньги, пользоваться при расчетах пластиковой картой и делать коммунальные и прочие платежи через интернет–банк. И вот теперь, когда мы по–другому уже свою жизнь не представляем, нас грозятся отлучить от могучей банковской груди, если мы будем плохо себя вести и не ответим на вопросы.
Ограничение в правах
Какие же ограничения подготовили для нас банки? Пока грозятся, что клиент не сможет делать платежи в интернете. Но осмелимся предположить, что с теми, кто банку должен (кредит, ипотека, лизинг) разговор пойдет намного жестче, хотя банки пока и отрицают эту возможность...
Очень хорошо помню, как в разгар кризиса описывала случай с одной нашей читательницей, которую вызвали в центральный офис одного из банков и час прессовали на тему того, чтобы она добровольно согласилась на увеличение процентной ставки по ипотеке.
А сколько времени придется потратить тем, у кого открыты счета сразу в нескольких банках — двух, трех и более? Ведь им придется отвечать на вопросы во всех банках, где они обслуживаются: банки этой информацией друг с другом не обмениваются, поэтому на все вопросы придется отвечать снова и снова. И по нашим сведениям, многие уже собираются распрощаться с парочкой–другой банков, с которыми их не связывают значимые деловые отношения, лишь бы избавить себя от бесполезной траты времени и нервов на заполнение иезуитских анкет.
Кроме того, если у банка возникнут подозрения, что вы совершаете какие–то операции со средствами, полученными без уплаты налогов, он может запросить у клиента дополнительную информацию. И тут опять вспоминается история другой нашей читательницы, которой бывший муж в трудное кризисное время перевел тысячу латов на счет. Ее тут же вызвали в банк и потребовали объяснений — откуда вдруг такие деньги?
Если же клиент получает регулярный доход и снимает суммы, характерные для обычного потребления, тогда банк, скорее всего, лишних вопросов не задаст.
Так что характерны для вас суммы потребления или не характерны — решать не вам.
Очень важные персоны
В начале февраля сейм внес в Закон о предотвращении легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма поправки, обязывающие банки углубленно проверять финансы политически значимых персон. С 1 марта к таковым относятся также высокие должностные лица латвийского государства, члены их семей и тесно связанные с ними лица.
По подсчетам банков, в Латвии может насчитываться около 200 тыс. политически значимых лиц, членов их семей и тесно связанных с ними лиц. Из них сами политически значимые лица могут составить 10–15 тысяч.
Подоплека этой идеи — отслеживать потенциальную коррупцию в политически значимых кругах. Но не проще ли и обратить внимание на этих самых политически значимых персон, а не морочить голову всему населению? Разве не реальнее сверить доходы и расходы у 15 тысяч человек, чем у более полутора миллионов? Ну вот, если, например, у чиновника Х зарплата 1,5 тысячи евро, а стиль жизни у него на все сорок, ну вот вам и флаг в руки!
Так, может быть, задача совсем другая — просто держать всех под колпаком? Через банки, через карты лояльности супермаркетов.
Здесь опять же не могу не поделиться еще одной историей. Молодая мама развелась с мужем, который продолжал помогать ей деньгами.
Но поскольку она не работала и сидела с ребенком, оформила статус малоимущей. Так вот спустя время ее лишили этого статуса, так как СГД вычислила через персональные карты лояльности, что совершаемые женщиной траты превышают ее официальный доход. На днях, кстати, параллельно с темой банковских анкет снова заиграла и тема этих карт. Все одно к одному. Задумаемся?
Правила игры
Почему банки считают возможным менять правила игры по ходу игры? Ведь каждый клиент когда–то заключил договор с банком, где ничего подобного не предусматривалось.
Почему сейчас нам всем предлагается делиться с банками интимной информацией?
Допустим, у женщины есть богатый любовник, он помогает выжить ее семье с ребенком: получается, даже происхождение этих денег придется объяснять банку? Значит, банки, а точнее, государство посредством банков могут засунуть нос не только в карман, но и в частную жизнь каждого жителя Латвии.
Несколько лет назад всем уже было предложено легализовать свои накопления, что люди и сделали. Теперь банки сами прекрасно могут отслеживать движение денег любого клиента по их счетам. Зачем в таком случае напрягать людей заполнениями анкет, неудобными вопросами? Разве нам больше нечем заняться? То бегать заполнять декларации в СГД, то отвечать на вопросы банков?
Но при этом можно предположить, что «политически значимые» фигуры, а также коррупционеры различных мастей как проворачивали свои сделки, так и будут проворачивать дальше, как уводили свой капитал из–под носа фискальных органов (в офшоры, в разные серые зоны), так и будут уводить впредь. Тогда в чем смысл этого анкетирования?
«Банк поддерживает все мероприятия, направленные на то, чтобы исключить отмывание денег и финансирование терроризма, — поясняет руководитель Управления по соответствию банка SEB Даце Рушиня. — Несмотря на то, что любые новые требования законодательства — это дополнительная нагрузка для финансового учреждения. Надо понимать, что банк не меняет правила игры, а действует в соответствии с требованиями законодательства. Это относится и к новым поправкам, которые расширяют определение «политически значимых лиц». Учитывая новое регулирование, расширится круг клиентов, по отношению к которым необходим усиленный надзор.
Пчёлы против меда?
А социальные сети уже пестрят советами, как уйти от заполнения анкет. Один способ мы уже назвали — просто распрощаться с тем банком, с которым вас ничего или почти ничего не связывает.
Рекомендуют также литовский сервис Paysera, оказывающий услуги, аналогичные банковским, и полностью совместимый с латвийскими банками (перечисления за несколько часов). Удобный способ спрятаться от государства.
Еще один вариант: снять все наличные (у кого они есть, конечно) и хранить деньги дома, тем более что на депозитах с сегодняшней процентной ставкой особо не заработаешь. В общем, не потеряют ли банки от своей инициативы? А ну как народ массово вернется к наличному расчету? Ведь ни в одном законе не сказано, что человек обязан получать зарплату только на банковский счет. Возможен и наличный расчет, главное — чтобы все было официально, по ведомости, да с налогами.