Сейчас же и отношение Европы к господину Лукашенко несколько изменилось, а между нашими странами деловое сотрудничество активизируется на глазах. Еще бы: такая дружба может обернуться многомиллионными проектами, а они для нас – совсем не лишние. К примеру, почему бы пересохшей нефтяной трубе снова не наполниться? Не исключено, что она будет качать» черное золото» - только из Латвии в Белоруссию.
Белорусский Нефтеград
Белорусский Новополоцк по числу жителей равен Даугавпилсу. – 106 тысяч Но живет сейчас, признаемся, гораздо лучше. Уровень безработицы - меньше одного процента. Больничное объединение рассчитано на 1000 коек, медицинское обслуживание - бесплатное.
Действуют пять домов культуры со студиями и кружками, спортивный комплекс. Криминальная ситуация тоже более благополучна: в городе в этом году не было убийств, в прошлом году – два тяжких преступления. В Даугавпилсе, увы, примерно десять преступлений в год со смертельным исходом. И все это благолепие держится на ките по имени ОАО «Нафтан». Именно на нефтеперерабатывающем заводе работают 20 тысяч человек. Сейчас реализуется программа по доведению глубины переработки сырья до 92 процентов. То есть через пару лет предприятие выходит на самый современный уровень.
Теперь представьте, с какими мыслями и чувствами в этом городе следили за политическими баталиями президента Лукашенко с его российскими коллегами о таможенных пошлинах на нефть. В конечном итоге Россия поставляет без пошлин тот объем нефти, который необходим для внутреннего использования. Вентиль на трубе чуть прикрыли, и завод оказался на грани краха. Сегодня мощности загружены благодаря венесуэльской нефти. Ее поставки должны достигнуть 4 миллионов тонн в год – треть от объема переработки. Сейчас танкеры с этой нефтью разгружаются в Одессе, в Клайпеде и в эстонском порту.
В ходе недавнего визита в Ригу министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова прозвучала мысль о том, что Белоруссия могла бы сотрудничать с Латвией в вопросе перевалки нефти из Венесуэлы на нефтеперерабатывающие заводы Белоруссии. В министерствах подсчитали, что только с помощью этого проекта Латвия смогла бы заработать около 10 миллионов латов в год.
Насколько реален этот проект?
На этот вопрос генеральный директор ОАО «Нафтан» Вячеслав Якушев ответил так:
- Безусловно, экономически было бы выгодно использовать трубопровод, даже с учетом того, что понадобится некоторая техническая модернизация, чтобы качать нефть в обратном направлении – из Вентспилса в Новополоцк. Но все понимают, что это вопрос политический. Совладельцем трубопровода является российская компания. И переговоры должны идти на самом высоком уровне.
Вот и выходит, что политические отношения между Россией и Белоруссией волнуют сегодня не только жителей Новополоцка, но и Вентспилса, не говоря уже о безработных в латгальском поселке Пашулиена, где бездействует станция перекачки. С тех самых пор, как в 2003-м году труба высохла.
Что им стоит дом построить?
Непривычная для жителей Латвии панорама белорусских городов – везде высятся строительные краны. У нас такого не было даже в разгар лихорадки с недвижимостью. Но за счет чего такой размах строительства?
Порядок такой. На очередь ставят тех, у кого меньше 15 квадратных метров жилья на человека. Бесплатные квартиры положены инвалидам, ветеранам, многодетным и так далее. А остальные могут строить квартиру в кредит. Для стоящих в очереди банк дает ссуду на 20 лет под 4 процента годовых. Это в четыре раза дешевле, чем обычно. При этом банк несет прямые убытки. Но их компенсирует государство.
Насколько реально этот кредит выплатить?
- Вот мы решили сыну купить квартиру, - рассказал житель Витебска Иван Замостик. - Безработицы у нас нет, в этом отношении живем спокойно. Получаем немного – я примерно четыреста долларов в месяц, жена – около трехсот. Парень наш еще студент. За свою двухкомнатную зимой за все коммунальные услуги платим около сорока долларов в месяц. За кредит надо выплачивать примерно 80 долларов в месяц. Вполне посильно. Пока мы с женой вносим, через год сына распределят после института, начнет зарабатывать и сам остальное погасит. А квартирка у него уже есть.
Строят не домами – микрорайонами, постоянно наращивая объемы. Строителей остро не хватает. И вот новое явление – латвийские гастарбайтеры на белорусских стройках. В Витебске мы встретили строителей из Латвии. Рижская фирма, зарегистрированная в Белоруссии , выиграла конкурс на возведение десятиэтажного дома. Лицензия на проведение работ у «Стефс АС» имеется. Среди работников 80 процентов - латвийские строители.
- Во-первых, здесь действительно дефицит кадров, - говорит руководитель фирмы Роман Яковенко. – Во-вторых, лучше работать с проверенными специалистами, в профессионализме которых уверен. Ведь это наш первый объект, от того, как мы выдержим сроки и обеспечим качество, очень многое зависит. А мы хотим работать в Белоруссии и дальше.
Зарплаты – примерно 500 долларов в месяц. Немного, но, по мнению приехавших сюда рабочих, это лучше, чем знаменитые «стипендии» по 100 латов и потеря квалификации.
Новый поворот
Дмитрий Дичковский - гендиректор компании «Милавица», выпускающей женское белье. А еще он сопредседатель Белорусско-латвийского совета по деловому сотрудничеству. И это не случайно. С советских времен предприятие сохранило хозяйственные связи с лиепайской фабрикой, откуда получает эластичное полотно, кружева. До 40 процентов сырья закупается в Латвии. А вот с продажей на европейском рынке пока не все гладко.
- Российский рынок для нас очень привлекателен, - говорит Д. Дичковский. - Это рынок, который мы знаем, который имеет огромный потенциал роста. В то же время любые изменения в мировой макроэкономике, падение потребления нефтепродуктов отражается на бюджете России, который на 60 процентов зависит от цен на нефть и газ. Поэтому, когда все хорошо, торговля в России — одно удовольствие. Но когда наступает «четвертый квартал 2008 года», понимаешь, что было бы неплохо работать и в Европе.
Дмитрий Дичковский считает, что сегодня открываются новые возможности для сотрудничества деловых людей Латвии и Белоруссии. В совете сейчас по 14 предпринимателей от каждой страны. Представлены прежде всего транзит, логистика, легкая промышленность.
— Что мешает более тесному и массовому сотрудничеству?
— Граница мешает, двойное налогообложение мешает. Ведь посмотрите, какая ситуация сегодня: мы покупаем сырье в Евросоюзе — платим таможенную пошлину, в среднем 12—14%. А потом, чтобы поставить продукцию в Латвию, мы еще заплатим 15% на готовые изделия. А сегодня те возможности, которыми располагает Латвия, благодаря ЕС, благодаря финансированию, поступающему из ЕС по разным проектам, для белорусского бизнеса очень интересны. В белорусском бизнесе имеется избыточная ликвидность. То есть сегодня есть деньги, которые интересно было бы вкладывать в новые проекты. А в Латвии есть очень хорошие инвестиционные возможности.
Белоруссия готова не только поставлять свои товары, в том числе и низкопольные трамваи, трактора, лифты. Она готова открывать производства, чтобы выйти на европейский рынок. И помочь нам восстановить тот промышленный потенциал, который мы с такой легкостью утратили.
На снимках: Дмитрий Дичковский, нефтеперерабатывающий завод в Новополоцке, непривычное зрелище – Доска почета.
Фото автора.