Единение президентов на площади Единства1
В Польше Даугавпилс и по сей день называют так, как было принято в Инфлянтах Польских – Динэбург. Права города это местечко получило из рук короля Стефана Батория. И даже после раздела Речи Посполитой и вхождения Латгалии в состав России, польская аристократия фактически продолжала владеть краем, а католичество и по сей день остается доминирующей религией края.
В 1919-м году немецкие войска уже были изгнаны из Латвии, а вот советская армия стойко держала оборону на восточных рубежах. Советская территория клином врезалась между двумя странами. Польша, как и Латвия, только что получила независимость. Маршал Юзеф Пилсудский создал добровольческую армию. Ему важно было противостоять красным под Варшавой, а для этого – убрать советскую армию в Латгалии. Польша предложила Латвии военный союз. На правительство пребывало в нерешительности: вернут ли Инфлянты Польские союзники после победы? Не сразу, но договор был подписан. И поляки начали штурм. Город был взят.
Позднее Польша передала эти территории Латвии. Польские воины были похоронены на братском кладбище. В советские время это место не просто сравняли с землей, на нем устроили свалку. Только в наше время мемориал восстановлен. К памятному кресту президенты возложили цветы.
Одним из мероприятий стала встреча Бронислава Коморовского с живущими в Латгалии поляками. Кстати, польская община Даугавпилса – самая большая в стране. Б. Коморовский подчеркнул, что частица его сердца всегда принадлежала этой земле. Ведь по одной линии его род берет свое начало от Графов Коморовских, польских шляхтичей, а вот по другой линии – из латгальской деревни Кульманы, расположенной на границе в Литвой.
Во время пресс-конференции прозвучал вопрос о том, как относятся президенты к местной инициативе – установить памятник королю Стефану Баторию. Валдис Затлерс и Бронислав Коморовский поддержали эту идею.
На снимке: возложение цветов.