Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

Латвийские иммигранты вынуждены менять имена1

Латвийские иммигранты вынуждены менять имена
Когда жители Латвии выбирают имя ребенку, они обычно стараются остановиться на том, что хорошо звучит и на русском, и на латышском языках. Порой задумываются и об англоязычном варианте имени. Но сегодняшняя ситуация такова, что нелишним будет задуматься и об арабском звучании и значении имени. Это подтверждает история одной из бывших даугавпилчанок.

Женщина была вынуждена обратиться в местное отделение ЗАГС с заявлением о смене имени для ее дочери Марии (Marija). Дело в том, что семья живет в Великобритании, и в школе, куда ходит девочка, очень много мусульман. Букву «J» в ее имени они читают как «дж», и получается «Мариджа», что на их языке означает «смерть». Девочку дразнят: «Смерть пришла!» Ребенок страдает так сильно, что мать решила официально сменить имя девочки.

 

Кстати, такая причина, как трудности включения в общество, будучи носителем того или иного имени или фамилии, является самой распространенной для латвийцев, подающих аналогичные заявления.

 

Хотят быть латышами

 

По закону также поменять имя и/или фамилию в Латвии может гражданин, негражданин или апатрид, достигший 15 лет, если он:

 

• хочет добавить к своему имени второе (при этом первое из указанных будет считаться основным);

• хочет получить фамилию супруга или добавить ее к своей собственной, получив в итоге двойную (сделать это можно и после заключения брака);

• хочет получить фамилию своего рода по прямой восходящей линии (другими словами, вернуть фамилию предков, если родство и наличие фамилии удастся доказать документально);

• хочет вернуть свою девичью фамилию, если не сделал этого при расторжении брака;

• поменял пол;

• имеет родителя, осужденного за преднамеренное тяжкое или особо тяжкое преступление.

 

Если имя и фамилию меняют по последней причине, то госпошлину платить не надо. Во всех остальных случаях размер этой пошлины составляет 71,14 евро за каждое изменение, то есть за новые имя и фамилию нужно будет заплатить 142,28 евро.

 

В период с 15 до 18 лет на смену имени или фамилии нужно разрешение родителей, потом это можно делать самостоятельно. Несмотря на различные тенденции в выборе имен для детей, характерные для того или иного времени, руководитель Даугавпилсского отделения ЗАГС Хелена Солдатенок за последние несколько лет не припомнит ни одного заявления с просьбой о смене слишком экзотичного, необычного имени, которое родители дали своему ребенку. Очевидно, как-то люди приспосабливаются к жизни с двойными именами, с именами героев всем известных сериалов или кино. 

 

В прошлом году Даугавпилсское отделение ЗАГС приняло 4 заявления о смене имени, в этом году – уже 3. В пяти из этих случаев, что показательно, даугавпилчане просили Министерство юстиции разрешить им записать собственное имя на латышский манер. Так, Рената получила право на запись своего имени в паспорте как Ренате, а Юрий стал Юрисом. Еще двое заявителей уехали на ПМЖ за границу, поэтому выбрали себе интернациональные имена, хорошо звучащие в стране их нового места жительства.

 

Второе имя – выбирай любое!

 

Руководитель Отдела коммуникации и технического обеспечения Министерства юстиции Лаура Маевска сообщает, что за прошлый год по всей Латвии было принято 1296 решений о разрешении смены имени (204 решения) и/или фамилии (1092 решения). В 2015 году принято уже 865 аналогичных решений, но в единичных случаях Минюст заявителям отказывает. Это происходит, когда человек судим и его судимость еще не «погашена» или если он не смог обосновать свою просьбу, собрать все необходимые документы.

 

Например, в случаях, когда в качестве причины указываются трудности при включении в общество с определенным именем, нужно доказать Министерству юстиции, чем твое нынешнее имя или фамилия плохи и чем выбранные тобой новые будут лучше. Специалист по связям с общественностью Минюста Сигита Васильева указывает, что, как правило, неоспоримыми аргументами является то, что латышское имя человека сложно выговариваемо на языке той страны, где он живет, а нередко имеет и некое унизительное значение (как в случае с «Мариджей»). По ее словам, латвийцы также просят убрать из своих имен протяжения и смягчения, так как за границей люди не умеют правильно читать эти символы. 

 

«Обычно мы сталкиваемся со случаями, когда имя Jūlija просят поменять на Julia, Natālija – на Natali, а Līga, например, на Estere. Чисто латышские фамилии при переезде за границу часто меняют на общеизвестные и популярные в другой стране. Например, Карклиньш становится Андерсоном. 

Среди проживающих в Латвии людей нередка смена имени в соответствии со своей национальностью. Например, имя Валерий меняют на Валтерс, а Елена – на Лиене. Также люди иногда хотят добавить к своему имени второе, к примеру, данное при крещении. Так, человек по имени Максим может стать Максимом Домиником. В качестве второго имени можно свободно выбирать любое, и нет необходимости как-то аргументировать свой выбор», – поясняет Лаура Маевска.  

 

Многое зависит от родителей

 

Показательно, что ни в Даугавпилсском ЗАГСе, ни в Минюсте не привели ни одного примера, когда человек с латышским именем захотел бы его «русифицировать». Те, кто решается на смену имени, хотят либо «стать латышами», либо вообще оборвать связи с Латвией, став интернациональными и удобно выговариваемыми Джонами Смитами.

 

Лаура Маевска упоминает также такие причины для смены имени, как негативные ассоциации, которые вызывает имя его носителя. «И случается, что человек буквально не может жить с именем, которое стало причиной насмешек со стороны одноклассников или было дано родителями, которые не участвовали в воспитании ребенка, плохо к нему относились», – уточняет представитель Минюста.

 

Семейный терапевт, кризисный психолог центра психологической помощи Valentia Татьяна Видавска-Руснака при этом считает, что практически любое имя или фамилия может стать причиной насмешек со стороны сверстников в школе, но это не повод их менять.

 

Наоборот, скорее всего, по прошествии многих лет его школьное прозвище покажется человеку уже не обидным, а даже забавным. «А вообще, многое зависит от родителей, от того, смогут ли они привить ребенку гордость за порой самую смешную фамилию или необычное имя.

 

Вот у меня в классе была девочка с именем из литературной классики и совершенно простецкой, как нам всем казалось, несочетаемой с этим именем фамилией. Но она гордо носила данные ей имя и фамилию, не обращала внимания на издевки со стороны сверстников», – рассказывает психолог о позитивном примере поведения. 

 

К слову, к таким феноменам, как «тайна» или «значение имени», которыми полны развлекательные интернет-порталы и печатные издания, Татьяна Видавска-Руснака относится скептически. 

 

«Конечно, всегда найдется человек, называющий себя психологом или, еще лучше, астропсихологом, который даже поможет вам подобрать некое имя для ребенка исходя из "тайны имени", но, по моим личным наблюдениям, многие люди, называющие себя психологами, сами психически больны, так что прибегать к подобным советам я не рекомендовала бы. Ну а если человек все-таки решил сменить имя или фамилию, я бы посоветовала ему обратиться к близкому человеку, которому он доверяет, или адекватному специалисту в психологии и просто, что называется, проговорить этот выбор и его причины. Возможно, в ходе такого разговора многое встанет на свои места», – считает психолог.