Обратите внимание: материал опубликован более чем девять лет назад

«Причина всех проблем – ужасающая безработица!»1

«Причина всех проблем – ужасающая безработица!»
Социальная работа в сельской местности имеет свои особенности. Какие именно – газета «СейЧас» узнавала у руководителя Социальной службы Даугавпилсского края Анны Егоровой.

Однако прежде чем перейти к ответам на вопросы, Егорова заострила внимание на девочке из Науенской волости с диагнозом ДЦП. 

 

Об истории этого ребенка газета «СейЧас» уже не раз рассказывала. В 6-летнем возрасте у Насти Каштальяне была обнаружена редкая инфекция – в организм попал менингококк, устойчивый к антибиотикам. При этом в экзотических странах девочка не бывала, ее мама, воспитывающая ребенка одна, трудилась на швейной фабрике. В Детской университетской клинической больнице у ребенка определили менингоэнцефалит. Началось лечение, которое порой становилось мучительным для маленькой пациентки. Девочка все больше слабела, дошло до того, что Настя не могла ходить. По каким-то медицинским соображениям ее ввели в искусственный сон – кому.

 

Потом последовала операция – шунтирование, из мозга отводили жидкость, после чего собравшийся консилиум пришел к выводу, что, увы, ничего не поделаешь… Мать с дочерью, все еще находившейся в коме, поступили в детское отделение Даугавпилсской региональной больницы, где врачи также разводили руками, не зная, чем помочь. Спустя какое-то время ребенка выписали, и с этого момента все заботы о Насте легли на плечи ее мамы Натальи. Она оказалась стойкой. Кормление через зонд, борьба с пролежнями, массаж и многое другое, связанное с жизнедеятельностью дочери, вошло в ежедневный обиход, потребовав огромных усилий. Тем не менее Наталья не отправила дочку – инвалида I группы в Калкунский дом ребенка, хотя такие предложения поступали. 

 

Девочка с диагнозом ДЦП (болезнь дала осложнение) вышла из состояния комы, но общее состояние не улучшается. Сегодня Насте 10 лет, и она очень нуждается в специальной прогулочной коляске. Коляска должна быть оснащена прочной анатомической спинкой, фиксатором для головы, абдуктором, препятствующим непроизвольному скручиванию ног, боковыми фиксаторами, страховыми ремнями и дождевиком. Такую предусмотрительную коляску Наталья и Настя видели в международном лагере Салацгривы. Настя даже в ней немножко посидела, но чужую коляску пришлось освобождать. Столь необходимый этому ребенку транспорт ценится почти в три тысячи евро. С миру по нитке наскребли тысячу, 200 евро обещает Краевая дума, но надо еще 1700. Помогите, кто способен! 

 

Деньги (любую сумму) можно перевести на счет Натальи: 

LV77HABA0551028313707, Natālija Makejeva, p. k. 291176-12115. 

Тел. 29858624.

 

«Эта семья находится в поле зрения Социальной службы, помогаем, чем можем, но у нас, к сожалению, нет возможности выделить деньги на инвалидную коляску. Такой матери, как Наталья, я не встречала, хотя имею большой опыт работы в социальной сфере. Дай бог, чтобы ей хватало на всё сил. Если бы вы только видели, с каким милосердием она ухаживает за своим ребенком…» – говорила Анна. 

 

Проблемы не иссякают

 

Анна Егорова обозревает социальным «оком» 19 волостей и три социальных учреждения – Науенский детский дом плюс центры социального обслуживания – в Вишках и Калупе (Pīlādzis), в отношении которых осуществляется методическое руководство (организационные вопросы, контроль за выполнением правил КМ, разбор жалоб и пр.). По словам А. Егоровой, в Даугавпилсском крае на 1 января 2015 года статус малоимущего имели 2653 человека. В числе малоимущих – более 600 семей! Наибольшее количество таких «статусных» жителей приходится на Скрудалиенскую, Науенскую, Деменскую и Калупскую волости. Дума оплачивает обеды для детей 5–6 лет и школьников 4–7-х классов. Каждому ребенку из малоимущей семьи полагается пособие на приобретение канцтоваров в сумме 22 евро. 

 

«Проблем социального плана у нас много. Это связывается с большими различиями между городом и деревней. Первопричина всех социальных бед края – ужасающая безработица. Безработица приводит к бедности в семьях, алкогольной зависимости и прочему негативу. Человек трудоспособного возраста должен работать, а работы нет! Увеличение численности сотрудников социальной сферы вопрос не решает, к тому же на поверхность всплывают все новые проблемы. Тут и возросшая необходимость в прививании навыков родителям по воспитанию детей, и разбор семейных конфликтов, и помощь молодым людям, которые не могут трудоустроиться после окончания училища. В результате в юных умах может поселиться мечта об отъезде за границу. Если мы узнаем об этом вовремя, то хотя бы успеваем провести соответствующую беседу, чтобы человек был осведомлен о возможных неприятностях. В ином случае приходится выручать, когда уехавшие уже столкнулись с проблемами. Так произошло с молодой женщиной из Дубны – она не сумела найти работу в Англии и осталась без средств к существованию. К счастью, эту женщину вместе с ребенком удалось вернуть домой – подключилось латвийское посольство, Министерство иностранных дел и Даугавпилсская краевая дума. 

 

К нам стекается информация от социальных работников волостей края – эти специалисты  на местах стараются помочь людям в решении насущных вопросов. Информацию о проблемах собираем в том числе и от учителей, от воспитателей детских садов. На 1 сентября в Даугавпилсском крае 78 семей с детьми имели статус семей высокого риска. Работу с ними координирует наш социальный работник Рита Бельска. В этом году был случай, когда по причине недопустимого поведения родителей пришлось изымать детей из семьи. Семья проживает на хуторе. Соседи сообщили, что четверо детей в возрасте 2, 6, 9 и 12 лет подолгу остаются одни, без присмотра взрослых. Когда по указанному адресу выехали представители Сиротского суда, Социальной службы, полиции и соцработник волости, полученная информация полностью подтвердилась: дети находились одни, при этом из продуктов питания – только хлеб, макароны и сахар. На вопрос, где родители, ответить не смогли. В настоящее время с их мамой и папой работает психолог Сиротского суда. Впечатление, что родители все-таки осознали случившееся, делают ремонт, посещают нарколога. То есть какие-то положительные сдвиги прослеживаются», – рассказывала А. Егорова.

 

Статистика не обнадеживает

 

От детей к одиноким старикам, которые также нуждаются во внимании. На данный момент в Даугавпилсском крае проживает 38 одиноких сельчан, возраст которых преодолел 80-летний рубеж. Эти люди в силу проблем со здоровьем не в состоянии себя обслуживать. Выбор предлагается такой: переселиться в Вишкский социальный центр или в пансионы по образцу квартирного типа (в Демене и Калупе). Но многие предпочитают получать социальные услуги по месту жительства – пожилые не хотят оставлять дом, в котором прошла большая часть жизни. «Таким людям оказывается социальная поддержка на дому, одиноких стариков, проживающих на хуторах, посещают 3 раза в неделю. Если у кого-то нет статуса малоимущего – услугу надо оплачивать из расчета 2,17 евро в час. Из 38 человек статус малоимущего имеют 19. Социальный работник покупает продукты, оплачивает счет за электричество, приносит лекарства, воду, запасает дрова», – поясняет А. Егорова.

 

Должность руководителя Социальной службы Даугавпилсского края Анна занимает с 2009 года. В трудовой биографии – работа медсестры в Калупе, первые шаги в социальной сфере тоже связываются с этой волостью. Анна стала соцработником в 1993 году. Сегодня у нее за плечами юридический факультет ДУ и высшее социальное образование, включая магистратуру. «Мне хорошо известна вся основа социальной работы, – замечает она. – Будучи еще медсестрой, я нередко испытывала неловкость, видя, как врач выписывает пожилому и одинокому человеку рецепты, не интересуясь, кто принесет старику лекарство. Ведь поначалу социальная работа связывалась только с выделением пособий…» – вспоминает она. 

 

И продолжает: «В социальной работе готовых рецептов нет. Все зависит от знаний, опыта, желания  сотрудника оказать действенную помощь. Однако приходится признавать: среди наших клиентов есть на удивление пассивные люди. И даже если такому человеку все преподносишь на «блюдце с голубой каемочкой», не факт, что получишь в ответ спасибо. Некоторые люди не спешат принимать помощь в виде полезной информации. Тогда как задача социального работника постараться сделать так, чтобы человек захотел изменить собственную жизнь. Важно достучаться до каждого, но на деле удается не до всех. Бывает, клиент ничего не хочет слушать, у него одна цель – получить пособие. Конечно, случаи разные, и иных людей можно понять – в крае в основном можно найти только временную, сезонную подработку в крестьянских хозяйствах, да еще на лесопилке. В Калупе есть семья, которая собирает лесные ягоды – чернику, бруснику, чтобы отправить ребенка в школу. Муж собирает, жена продает на рынке. И такой труд достоин уважения.

 

Наши безработные очень надеются на программу Государственного агентства занятости, я имею в виду занятость на временных общественных работах. Но в этом году количество мест по этой программе ощутимо сократилось. Если в Деменской волости в 2014 году временной работой обеспечили 18 человек, то в этом – только 6. Еще более характерный пример связывается с маленькой Амбельской волостью, где безработных, стоящих на учете, – 56, тогда как в месяц Агентство занятости способно предоставлять работу сроком на четыре месяца лишь двоим. То есть в год из этой волости может быть временно трудоустроено 6 человек. В Науенской волости на учете по безработице стоят 328 человек. Всего в Даугавпилсском крае на учете 1647 безработных из числа трудоспособного населения, но это только те, кто стоит на учете! 

 

В 2014 году на оказание социальной помощи в Даугавпилсском крае ушло 546 874 евро. Статистика свидетельствует, что количество безработных уменьшается, однако это не означает, что люди трудоустроились, а связывается с уменьшением численности жителей, – объясняла Анна Егорова. 

И все-таки закончим на позитивной ноте – в текущем году в волостях Даугавпилсского края проживает 7 человек, возраст которых перевалил за век. Отрадно, что обо всех этих долгожителях есть кому позаботиться, большинство, к счастью, живет в семьях. 

 

НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО!

«Причина всех проблем – ужасающая безработица!»
Руководитель Соцслужбы Даугавпилсского края заострила внимание на Насте Макеевой из Науенской волости. Наверняка читатели помнят этого ребенка, и хочется верить, что помогали ей, откликаясь на наши публикации.  Девочка с диагнозом ДЦП (болезнь дала осложнение) вышла из состояния комы, но ее общее состояние не улучшается. Сегодня Насте 10 лет, и она очень нуждается в специальной прогулочной коляске. Столь необходимый этому ребенку транспорт ценится почти в три тысячи евро. С миру по нитке наскребли тысячу, 200 евро обещает Краевая дума, но надо еще 1700.

Помогите, кто может!