Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

Бароны фон Клопманы и другие (продолжение)

Бароны фон Клопманы и другие (продолжение)
«Вращаясь в высших кругах российского императорского двора, хитрый и изворотливый курляндец барон Эвальд фон Клопаман, хорошо знал, чем можно растопить сердце влиятельного царедворца и фаворита, и в честь взятия Очакова преподнес Светлейшему князю Григорию Александровичу Потемкину памятную серебряную медаль, выполненную Яном Абрахамом, - продолжает повествование о дворянском роде Клопманов даугавпилсский историк- краевед Евгений. Голубев. – На лицевой стороне медали был портрет Потемкина, на оборотной – изображение крепости Очаков и надпись «Сему вождю ничто не трудно».

Прославил род Клопманов и Фридрих Сигизмунд Клопман (1787—1856) – президент Курляндской лютеранской консистории, родившийся в м. Суссей (ныне Сесавская волость) и скончавшийся в Митаве (г. Елгава). Фридрих Сигизмунд Клопман учился в митавской гимназии, а затем в Геттингенском университете. С 1810 года он приступил к службе в земских учреждениях Курляндии, в 1820 году был обергауптманом Митавы, а с 1834-го – курляндским ландмаршалом, с 1842-го – президентом курляндской консистории. Этот человек много времени отдавал изучению истории своего края, был в числе учредителей общества истории и древностей остзейских провинций, директором курляндского провинциального музея, почетным членом Императорской публичной библиотеки и нескольких местных ученых обществ. В 1836 году принимал участие в работах комитета учрежденного в Петербурге для кодификационных работ по составлению провинциального кодекса остзейских провинций.

 

Ф. С. Клопманом был опубликован ряд работ в изданиях ученых обществ, членом которых он состоял, в числе других заслуг – составление огромной коллекции родословных курляндского дворянства, что впоследствии позволило многим претендовать на подтверждение титула. Эта рукописная коллекция была передана для хранения в Курляндский провинциальный музей.

 

Были среди Клопманов и те, кто посвятил себя военной службе, достигнув на этом поприще немалых успехов. В частности можно вспомнить боевого генерала Вильгельма Вильгельмовича фон Клопмана (1853 - ?).

 

В отличие от других старинных знатных курляндских родов Медемов, Ливенов, Борхов, Корфов, Остен-Сакенов и др., внесенных в матрикулы Курляндии, Лифляндии, Эстляндии и других областей России, Клопманы были внесены только в матрикулы курляндского дворянства. Представителей этого рода можно найти среди лиц, пользующихся баронским достоинством, внесенным в матрикулы Остзейского края до присоединения к России, в делах Департамента Геральдики Сената о возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, а также в Рыцарском матрикуле прибалтийских губерний Российской империи. Бароны фон Клопман имели свой герб, что было делом дорогим, хлопотным, требующим оформления большого количества бумаг и свидетельств, подтверждавших знатность фамилии.

 

Так, все роды, возведенные в дворянское достоинство до 1867 года, и признанное иностранное дворянство, могли иметь утвержденный герб только после получения диплома (жалованная грамота). Диплом содержал в себе полный текст формуляра с изображенным в конце гербом. Подлинники этих актов – после высочайшего утверждения, выдавались просителям. В Департаменте Герольдии оставался формуляр со списком герба. Цена диплома достигала 250 рублей, что было по тем временам большой суммой.

 

С 1867 года процедура получения гербов упростилась, отныне разрешено было выдавать вместо дипломов отдельные гербы на пергаментном листе, что обходилось нетитулованному дворянству от 62 до 114 рублей, но все равно это было достаточно дорого и привело к тому, что из 50 тысяч семей российского дворянства только чуть более 6 тысяч имели утвержденные родовые гербы.

 

Появление «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи» связано с проводившейся Павлом I реформой в области дворянской родовой геральдики. Именно манифест Павла I от 20 января 1797 года положил начало юридическому становлению российских и малороссийских гербов.

 

За время правления Павла I было составлено шесть частей «Общего гербовника».

 

Отдельные ветви баронского рода Клопманов существуют и по сей день. Эти люди посещают Латвию, встречаются с общественностью, занимаются благотворительностью. Так, во многом, благодаря балто-немецким обществам, объединяющим на этно-культурной исторической основе выходцев из Прибалтики, среди которых есть представители старинных дворянских и бюргерских династий (Зассы, Энгельгардты, Ханы, Мантойфели, Кайзерлинги, Клопманы, Медемы…), было завершено восстановление Святотроицкой башни в Елгаве. Эта самая высокая в Земгале церковная башня высотой 73 метра (со шпилем), видела Петра Великого и служила смотровой вышкой как в царское время (1795 – 1917), так и в годы Первой Латвийской республики (1918 – 1940), когда за 15 сантимов в составе группы или за 40 сантимов, взятых с отдельного человека (данные немецкого путеводителя 1930-х годов), любой желающий мог полюбоваться живописной панорамой города уникальной деревянной застройкой тогдашней Митавы», - заключает Евгений Голубев.