История усадьбы
Первоначальное название местечка – Беркемхеген, оно принадлежало Вильгельму Гамилькару фон Фёлькерзаму (1811–1856), известному как ливонский Мирабо. Существует легенда, согласно которой Фёлькерзам получил титул и земли за спасение высокопоставленной особы, иногда даже говорят, что это была женщина, с которой потом у спасителя сложились романтические отношения. Случилась беда – кони стали неуправляемыми, разбушевались, и карете, где ехала дама, угрожала серьезная опасность. Рядом находился молодой человек, он схватил карету за колесо, выломав в нем спицы, и сумел остановить экипаж. За этот смелый поступок ему и были пожалованы поместье и дворянство, а колесо с выломленными спицами осталось в гербе барона. Изображено оно и на могильной плите.
Фёлькерзам покоится на местном кладбище, и Райнис, живя в Беркенеле, любил играть у его могилы. Знаменит барон был вольнодумством, к крестьянам относился по-человечески и разрешал им покупать землю. Надпись на могиле Фёлькерзама гласит: «Ценность кого-то определяется не правами, которыми он обладает, а обязанностями, которые он принимает на себя».
Отец Райниса арендовал Беркенеле у барона Этингена, который стал хозяином земли после смерти Фёлькерзама. В дальнейшем, в годы Первой Латвийской республики, имение вместе с землей принадлежало офицеру, кавалеру ордена Лачплесиса Николаю Абелтиньшу. Во время Второй мировой войны в Беркенеле жили немецкие солдаты, затем в годы советской власти здесь находились сельсовет, Дом культуры, библиотека.
В 1965 году к 100-летию со дня рождения Райниса в Беркенеле была открыта экспозиция, и бывшее имение стало филиалом Даугавпилсского краеведческого и художественного музея. В 1994 году Беркенеле обрело нового хозяина – сына Николая Абелтиньша Адриана Абелтиньша. Он оказался сговорчивым человеком и уже на следующий год продал дом и землю Даугавпилсскому районному совету за чисто символическую цену.
Самостоятельным музеем Беркенеле является с 1996 года. В доме, кроме комнат, посвященных Райнису, его родителям и сестре, есть выставочный зал, где несколько раз в году меняются экспозиции, зал для конференций и маленькая гостиница. Увы, здание реконструировано, оно юного поэта и его родственников не помнит. Нет в доме-музее и подлинных вещей Райниса, однако много экспонатов конца 19 – начала 20 веков, передающих дух времени.
Всё впервые – любовь, стихи и розги
В Беркенеле Райнис жил с отцом и старшей сестрой Лизе, мать с младшей сестрой Дорой находилась в Рандене. Вообще, судя по разным фактам, в семье не всё было гладко: отец, Кришьянис Плиекшанс, имел репутацию человека сурового, вечно занятого делами и не уделяющего жене и детям много внимания. Янису запретили играть с детьми батраков, и он проводил много времени в одиночестве и в молчаливом общении с природой. Об образовании сына в доме не забывали: Райнис с восьми лет занимался в пансионате местного пастора в Вилкамиесте, потом учился в немецкой школе на Гриве (ныне – Даугавпилсская средняя школа №6 имени Яниса Райниса), чтобы затем продолжить образование в Рижской гимназии.
Первое стихотворение он посвятил сестре Лизе в день рождения – 5 апреля 1875 года. Позже Райнис вспоминал: «Первые стихи пытался сочинить в Гривской школе, где, хотя всё мое обучение было только немецкое, первые стихи были на латышском и только позже в гимназии также на немецком и латинском языках».
Об этом и многом другом мне рассказывает главный специалист дома-музея Райниса в Беркенеле Лилита Новицкая. Мы останавливаемся у одной из фотографий, и Лилита говорит, что изображенная здесь девушка, Ида Апсане, была первой любовью Райниса. Любовь случилась абсолютно детская – похоже, Ида, дочка жившего неподалеку арендатора Екабса Апсанса, стала первой девочкой, с которой маленькому Янису позволили разговаривать и играть. Одна его сестра была уже взрослой, другая, совсем маленькая Дора, жила с мамой в Рандене. Вспоминают, что Ида была необыкновенно хороша: зеленые глаза, золотистые волосы. Память о ней Райнис сохранил навсегда в образе лунной девочки, а среди арт-объектов парка в Беркенеле (о них речь чуть позже) есть тропинка, посвященная Иде. Прожила Ида Апсане очень короткую жизнь – недолгая болезнь и смерть в 20 лет.
В записях Райниса о детстве многократно повторяется: «Меня не били», «Не секли», «Ни разу не сечен». И вдруг – «Розги единственный раз». С розгами он познакомился именно в Беркенеле. Наказала Лизе за какую-то мелкую мальчишескую шалость, вроде разбитого стекла. Кажется, Янис и не был виноват, хотя это сейчас точно установить невозможно. Но наказание засело в памяти и даже привело к душевному смятению и определенному разочарованию в людях: будущий поэт был очень ранимым и тонко чувствующим мир мальчиком.
Известно также, что в Беркенеле Райнис с удовольствием слушал народные песни. Их пели батраки, пастухи, плотогонщики, работавшие на Даугаве, строители железной дороги. Пели на разных языках – латышском, литовском, белорусском, русском. Любила напевать за работой, когда ткала, и мама, которую Янис иногда навещал в Рандене. В течение всей жизни поэт сохранит глубокий интерес и любовь к фольклору.
Мир поэта на шести гектарах
Мы с Лилитой выходим из дома и отправляемся на прогулку по окрестностям. Каждый приличный музей имеет свою «фишку». Конечно, здорово, когда посетителям могут показать личные вещи того, кому музей посвящен. Есть в этом что-то завораживающее: перо поэта, его письменный стол, книга с закладкой, кружка, из которой пил чай… Ничего такого в Беркенеле, как уже было сказано, нет.
Но есть другое: начиная с 1998 года, шесть гектаров прилегающей к дому территории заполняются различными арт-объектами, в которых отражается художественный мир Райниса.
О посвященной «лунной девочке» тропинке мы упоминали. Радует глаз посетителей конь, созданный Иво Фолкманисом: он явно забрел в Беркенеле из пьесы Райниса «Золотой конь». С другой стороны, не надо забывать о любимце муз крылатом Пегасе, символе красноречия и поэтического вдохновения: ведь именно в Беркенеле Янис написал первое стихотворение. Несколько лет назад в доме-музее побывал молдавский художник, он провел в усадьбе пару дней, интенсивно читая Райниса. Раньше художник не был знаком с творчеством классика латышской литературы. Тут же вдохновился, заметил, что один из самых частотных образов в поэзии Райниса – это образ солнца, и создал арт-объект «Путешествующее солнце». Солнцу особо повезло, оно в парке не одно. Самое «свежее» появилось в мае этого года – художники Оксана и Эдгар Вронские в Ночь музеев подарили Беркенеле «Солнце в руках». Арт-объект хотя и очень новый, но уже оброс приметой: если его три раза повернуть вокруг оси, то установится хорошая погода. Так что всё в наших руках, даже солнце с погодой.
Арт-объекты ненавязчиво разбросаны по всей территории, они как бы внезапно возникают из природного мира, а потом в него прячутся. В дальнейшем будут появляться новые произведения, в Беркенеле регулярно приезжают художники, участвующие в разных пленэрах и симпозиумах.
В заключение Л. Новицкая делится планами. Их много. С помощью проекта надеются отреставрировать сохранившиеся со времен Райниса клеть и конюшню, последнюю хотят превратить в место для творческих резиденций. Возможно, дождется своего часа находящийся на кладбище лютеранский храм, построенный в 17 веке и нуждающийся в очень серьезной реставрации. В день 150-летия Райниса, 11 сентября, в доме-музее состоится премьера музыкального спектакля (режиссер Ивар Браковский), а в декабре в сотрудничестве с художницей Кристианой Димитере откроется интерактивная детская комната, дополненная новой экспозицией.