Опасное заявление Гайдиса Берзиньша2
- Хочу напомнить, что этот договор, который Россия заключила "на вечные времена", является единственной легитимной основой для наших межгосударственных отношений, - безапелляционно заявил Берзиньш.
Понятное дело, что такие заявления экс-министра явно имеют прицел в сторону России. Очередной раз всласть пнуть восточного соседа стало любимой забавой "тевземцев" накануне любых выборов. Но этот пинок имеет под собой опасность пересмотра подписанного недавно Пограничного договора.
- Хочу также напомнить, что однажды уже были допущены серьезные уступки по отношению к этому исторически и юридически необоснованному подходу. Латвия подписала пограничный договор с Россией без дополнительной декларации со ссылкой на мирный договор 1920 года, потеряв Абрене, - продолжил Берзиньш.
Дело в том, что континуитет (преемственность) Первой республики является краеугольным камнем для территориальных претензий к России. Россия его не признает и считает, что в 1990 году латвийская государственность появилась заново, а значит не является преемницей Первой республики. Таким образом, в российской трактовке событий ни о какой "оккупации", в соответствии со всеми принятыми стандартами международного права, не может идти и речи. Соответственно, все юридические последствия – право на территориальные претензии, компенсации и поражение в правах прибывших сюда уже при советской власти людей (проблема неграждан) – не имеют под собой законных оснований.
Безусловно, "тевземцы" думают иначе и для этого им нужно юридическое обоснование. Признание действующим Рижского мирного договора 1920 года может стать веским аргументом в их руках. Он может укрепить правовую базу для дальнейшей дискриминации неграждан, а также денонсировать недавно подписанный Пограничный договор с Россией, по которому Пыталово (Абрене) принадлежит российской стороне, и в котором, к сожалению, существует ссылка на злосчастные соглашения 1920 года.