Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

Штаты наполняются латвийскими детьми

Штаты наполняются латвийскими детьми
По статистике, за последние 10 лет 500 латвийских сирот отправились на жительство в США. Схема отправки за океан незамысловата. В детский дом приезжает семейная пара в сопровождении юристов и представителей Сиротского суда… Детей заинтересовывают красивой жизнью, на заседании суда с согласия несовершеннолетних усыновляемых меняются их имена, следует процедура усыновления.

Могут измениться и другие личные данные детей. Такие правила поддерживаются государством, которому, похоже, легче избавиться от детдомовцев, чем содержать их. Представитель общества сирот Saules bеrni Виестур Алкснитис поясняет, что усыновлению детей в США помогают американские религиозные организации, которые предоставляют ребятам возможность погостить в США, где их ждут, чтобы уговорить остаться.


«Это очень состоятельные приходы, члены которых приглашают латвийцев гостить у них на каникулах. Представители таких приходов в Латвии ездят по детским домам и предлагают эту возможность. А кто не захочет улететь в США? Даже чартерные рейсы организуются. Но не просто так, а чтобы там, на месте, уговорить усыновить и не стоять, таким образом, в очереди на какого-то неизвестного ребенка», – говорит Алкснитис.


Наиболее активными в этом плане называются также организации New Horizons for Children (NHFC) и Project 143, действующие, кроме Латвии, на Украине и Филиппинах. Призыв американцев усыновлять детей именно из этих стран мотивируется тяжелой экономической ситуацией в них.
С одной стороны, Министерство благосостояния признает: иностранцам усыновить ребенка легче, хотя по закону они не могут оформить эту процедуру быстрее, чем латвийские семьи.


С другой – старший референт Департамента по делам детей и семьи Минблага Ивита Крастыня отрицает, что иностранцы могут за более короткий срок, в отличие от соотечественников, усыновить детей, и поясняет почему: «Местные жители сначала должны получить статус усыновителя, тогда как иностранным усыновителям он уже присвоен в их странах, поэтому этот этап выпадает». Крастыня также признает, что не все иностранцы стоят в длинной очереди на ребенка – гостевые семьи находятся в более привилегированном положении, они имеют право усыновлять уже приглянувшегося ребенка. Выходит, главное – заманить в гости. Что касается поступающих упреков в том, что количество усыновляемых иностранцами в Латвии детей с последующим вывозом их за рубеж только увеличивается по причине щедрых платежей усыновителей, то они были отвергнуты директором Департамента по политике детей и семей Минблага Л. Лиепиней.


Газета «СейЧас» созвонилась с руководителем Науенского детского дома Лилитой Гасянец, которая подтвердила активное усыновление латвийских детей американскими гражданами. Так, по ее словам, в этом году в США отправились 7 детей из этого учреждения. Речь о пяти братьях и сестрах из одной семьи в возрасте от 4 до 18 лет, а также о двух родных братьях из другой, одному из мальчиков на момент усыновления было 14 лет, второму – 17 лет. Из пяти усыновленных детей, имеющих родственные связи, один ребенок страдал кожным заболеванием, у остальных была констатирована астма, в результате чего они отправлялись на учебу в Цесисскую школу-интернат для детей с легочными заболеваниями. Братья из другой семьи, усыновленные в США, были абсолютно здоровы.


«Для иностранных усыновителей введены ограничения, то есть за границу могут быть отправлены лишь те дети, для которых сложно найти приемных родителей в Латвии (трое и больше детей из одной семьи, больные дети и дети старше 9 лет). Американцы усыновляют детей, к которым никто из латвийских усыновителей не проявил интереса. В таком случае становится возможной международная адопция», – заключила Гасянец.


По статистике Министерства благосостояния, из усыновленных в 2013 году иностранными гражданами латвийских детей 91 уехал в США, 25 – во Францию, 15 – в Италию. Хочется надеяться, что их ожидает счастливое будущее, но о том, какая судьба предначертана каждому из усыновленных в действительности, мы вряд ли узнаем.