В данном обзоре судебных процессов мы расскажем некоторые подробности о матери-изверге Дайге Терауде, приговоренной к пожизненному заключению. Коснемся также приговора Галине Ренге, убившей своего малолетнего сына.
Будет сидеть пожизненно
Департамент по уголовным делам Верховного суда, рассмотрев кассационные жалобы обвинения и защиты бывшей медсестры Дайги Терауды, оставил в силе приговор двух низших судебных инстанций – пожизненное заключение.
Напомним, что Дайга Терауда, работавшая медсестрой по уходу за детьми в разных больницах, была осуждена судом Видземского предместья города Риги за то, что на протяжении шести лет наносила увечья своей дочери с целью получения материальной компенсации. Еще в суде первой инстанции Дайга Терауда не отрицала своей вины и заявила, что примет любой приговор. Известие о пожизненном заключении она восприняла без каких-либо эмоций.
Дочь Дайги большую часть времени проводила в Риге в школе-интернате, а когда приезжала домой, то мать пичкала ее снотворными препаратами. Дочь, естественно, засыпала, и тогда Дайга вкалывала ей в глаза какую-то дрянь. Таким образом, зрение ребенка резко ухудшилось, девочке была присвоена инвалидность, причем медицинская комиссия не выявила, что ее калечат специально. Пособие по инвалидности, а также другие социальные выплаты получала Дайга – дочь была несовершеннолетней. Кроме того, Дайга Терауда обманула одну из благотворительных общественных организаций: она попросила помощи для того, чтобы отвезти девочку за границу на лечение. В итоге удалось собрать 3000 латов.
Долгое время врачи ничего не подозревали и недоумевали, почему при интенсивном лечении зрение ребенка не только не улучшается, но, наоборот, ухудшается. Мошеннические действия медсестры раскрыли только шесть лет спустя, после того как мать начала причинять дочери механические повреждения.
В ходе расследования данного дела у дознавателей закрались подозрения, что Терауда могла причинить увечья двум другим детям, умершим в 1997 и 2008 гг. Их останки были эксгумированы. В итоге эксперты пришли к заключению, что 3-летняя девочка и 6-летний мальчик были убиты. Таким образом, Дайге Терауде были выдвинуты обвинения по 7 статьям Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 99) и Уголовного закона.
Жила Дайга Терауда в Сигулде, в частном доме, с больной 80-летней приемной матерью. Отец, по рассказам соседей, был солидным мужчиной и уже достаточно давно умер от рака. В Сигулду приемные родители Дайги переехали из Цесиса, когда та была еще ребенком. У супружеской пары своих детей не было, и муж с женой решили удочерить девочку. Дайга не особо ладила со сверстниками.
Когда в ноябре 2011 года Дайгу арестовали, соседи были в недоумении – они просто не верили, что тихая, необщительная 40-летняя женщина, медсестра (о которой, между прочим, на работе отзываются очень положительно), детская сиделка могла покалечить собственного ребенка. Еще большее изумление вызвал тот факт, что Дайга Терауда убила двух своих детей.
– Если хорошо образованная медсестра может сделать что-то подобное, то у нее точно «поехала крыша». Хоть она и была странной, но ничего плохого о ней сказать не могу, – говорила одна из соседок Дайги Терауды в интервью телевидению.
Бывший муж отметил, что в свое время Дайга сказала ему, что их дочь упала и суком поранила глаз – отсюда, мол, начались проблемы со зрением. При этом он не мог сказать о бывшей супруге ничего плохого. Лишь признал, что его жена была достаточно холодной по отношению к нему, и не исключает, что Дайга использовала его только для того, чтобы родить детей.
Приговор в кассационном порядке обжаловали и защита, и обвинение (прокурора Екатерину Кушакову не устроила статья Криминального кодекса ЛР, по которой первоначально судили Терауду за убийство сына – прим.). Однако суть приговора осталась прежней – пожизненное заключение с контролем полиции на 3 года. Дайга Терауда стала второй женщиной в Латвии, осужденной пожизненно. Через 20 лет она сможет подать президенту прошение о помиловании. Если Дайга Терауда не будет помилована, то еще через 5 лет ее могут выпустить условно-досрочно. Тогда ей будет 66 лет.
Роковая банка варенья
Суд Латгальского предместья города Риги приговорил 35-летнюю Галину Ренгу к 16 годам лишения свободы за то, что она забила до смерти своего 8-летнего сына. Кроме того, осужденной назначен полицейский надзор на три года. Примечательно, что прокурор требовала для обвиняемой в общей сложности 13 лет лишения свободы, частично сложив сроки по двум статьям: 12 лет тюрьмы за убийство и 3 года – за жестокое отношение к ребенку. Суд оказался более суровым. Однако приговор еще окончательно не вступил в силу, так как обжалован.
Согласно обвинению, Галина Ренга не захотела выпускать своего 8-летнего сына на улицу. А так как сама собиралась идти с сожителем по делам, то заперла мальчика в ванной, где хранились припасенные на зиму варенья-соленья. Проголодавшись, мальчик взял банку варенья и съел. Этот поступок сильно разозлил мать, которая считала, что варенье надо было разделить на всю семью, причем не на один раз, а на несколько, да и есть его надо не летом, а зимой. Чтобы наказать ребенка как следует, мать и ее 39-летний (на тот момент) сожитель принялись избивать мальчика.
Побои оказались смертельными. Все это происходило 8 августа 2012 года. После того как мужчина и женщина поняли, что ребенок потерял сознание, они вызвали скорую помощь. Однако медикам только и оставалось, как констатировать смерть мальчика, о чем было сообщено в полицию. Несмотря на то что мать и отчим первоначально всячески пытались выкрутиться, заявляя, что ребенок пришел избитым с улицы, у правоохранительных органов не было сомнений в том, что в смерти мальчика виновны его родители. Оба были арестованы, а пятеро детей Галины (от разных отцов) в возрасте от 1 до 14 лет направлены в детский приют. Уже находясь в тюрьме, Галина Ренга родила еще одного ребенка, которому не суждено увидеть своего отца. Дело в том, что мужчина после ареста повесился в тюрьме.
Следует отметить, что и Галина Ренга, и ее последний сожитель ранее были судимы. Женщина – за нанесение тяжких телесных повреждений, мужчина – за убийство.
Каким будет окончательное решение суда – скоро станет известно.