Акценты одной поездки2
Председатель правления Международной гильдии предпринимателей-староверов Александр Иванов проинформировал газету «СейЧас» о том, что в поездке приняли участие 21 человек, кроме того, заинтересовавшись мероприятием, к путешественникам присоединились предприниматель из Литвы, а также староверы из Санкт-Петербурга и Москвы.
– Эта поездка носила прежде всего духовный характер, но в то же время оказалась полезной и в плане расширения предпринимательского кругозора. Стало понятно, что при желании можно наладить сотрудничество в самых разных сферах – от сезонной переработки ягод и грибов, которыми так богата Карелия, до перенимания опыта у Пскова в области управления и содержания городского хозяйства. Нас заинтересовало и то, что Псков сейчас развивает особую экономическую зону «Моглино», здесь строит завод крупная датская компания Brix & Kamp Energy – производитель энергоэффективного котельного оборудования. Индустриальный парк «Моглино» разместился в 8 км от Пскова, на площади 215 га.
На этой территории планируется развитие высокотехнологичных секторов промышленности – электроники, электротехники, там разместятся предприятия логистики и сферы услуг, что, безусловно, принесет пользу этому краю. Вообще выездное мероприятие подарило много встреч и оставило самые позитивные впечатления. Что же касается Петрозаводска, то тут нас сопровождал известный питерский писатель Б.А. Подопригора, оказавшийся интереснейшей личностью… Везде, где мы побывали, нас принимали с большой теплотой и интересом. В составе группы были кинооператоры, так что в скором времени можно будет увидеть видеофильм о нашем российском походе, – рассказывал А. Иванов.
ЮБИЛЕЙ СТАРОВЕРИЯ
Председатель ДПЦЛ о. Алексий (Жилко), со своей стороны, уточнил при беседе с журналистом газеты «СейЧас», что для староверов – прихожан и наставников храмов – данная поездка носила прежде всего паломнический характер.
– Мы побывали в поселке Данилово (Карелия), где в прошлом располагался богатейший религиозно-культурный и художественный центр староверия – Выговское общежительство. Горько, что от былого величия практически ничего не осталось, разве что фрагменты монастырской бревенчатой ограды на берегу реки, да еще источник с чистейшей водой. Вода в источнике не иссякает, как не иссякает наша вера. Местность сама по себе чисто русская, с неброской северной природой. Я побывал здесь уже в третий раз, и опять не мог надышаться этим воздухом. Но староверов уже не встретишь в здешних местах.
Местное население занимается огородничеством. Из Медвежьегорска, районного центра, а также из Петрозаводска наезжают дачники. Тут им раздолье. А ведь было время, когда жизнь в округе била ключом, и казалось, что этот ключ никогда не иссякнет, – ведет свой рассказ о. Алексий. – Выговская пустынь (к северо-востоку от Онежского озера) получила свое название от протекающей тут реки Выг. Здешняя земля вполне подходила для пристанища гонимых после раскола Русской церкви староверов. Глухие леса, болота, отсутствие поселений… В 80-е годы XVII века сюда стекаются иноки – выходцы из Соловецкого монастыря. Позднее перебираются и переселенцы из числа окрестных крестьян, на новых местах основываются староверские поселения. Из объединения более крупных из них, благодаря активности Даниила Григорьева, в октябре 1694 года, образовалось Выговское общежительство. В этом году отмечается 320 лет с его основания.
Поставив своей целью добиться полного самообеспечения, Выговское общежительство вскоре уже имело хорошо налаженное хозяйство: большие распаханные площади земли, огороды, домашний скот, выговцы занимались звериным промыслом, развивались ремесла и торговля. К 1698 году число насельников достигло двух тысяч человек. В деле отстаивания старой веры Выг считал себя преемником Соловецкого монастыря, открыто выступившего против реформы Никона. Разве не удивительно, что этот монастырь выдерживал осаду царских войск целых 8 лет!
ВЫГОВЦЫ И ЛОМОНОСОВ
Выговская пустынь располагала богатой библиотекой, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси – имелись даже рукописи на пергамене; действовали школы (школы грамоты для мальчиков и девочек и своего рода «семинария», готовившая старообрядческих наставников, певцов, иконописцев). Продукция Выговской книгописной мастерской расходилась по всей России, ввиду чего за Выгом закреплялась слава культурной столицы староверия. Но выговцы не ограничились перепиской книг – они создали свою литературную школу! Для произведений, написанных здешними авторами, характерна особая стилистика, восходящая к древнерусскому стилю «плетения словес», многообразие риторических приемов, да и само оформление букв вызывает восторг – сколь тонкая работа! – продолжает о. Алексий, и показывает мне одну из таких выговских книг – действительно, достойно восхищения – заглавные буквы в замысловатых завитушках, страницы украшены орнаментом… И далее я узнаю, что этим кропотливым трудом, требующим огромного внимания и, несомненно, творчества, занимались женщины – не буквы, а вышивка по бумаге, да и только! Было сказано и о том, что в Древлехранилище Пушкинского дома хранится более 1000 рукописных сочинений выговских насельников, дошедших до нас в самых разных жанрах, в том числе и в стихосложении.
– Восхищение вызывали и живописные произведения, сотворенные выговскими умельцами, – иконы, книжные миниатюры, картины маслом; предметы мелкой пластики – резные деревянные и литые металлические иконы, кресты, предметы церковного и домашнего обихода, – перечисляет о. Алексий. – Кроме того, развивалось лицевое и орнаментальное шитье, роспись и резьба на мебели, плетение из бересты. В Выговском общежительстве действовала портняжная мастерская, больницы.
А как не вспомнить о морских походах выговцев! Известны их промысловые экспедиции на Шпицберген и Новую Землю. Правда, зимовки на этих островах порой заканчивались трагически, – делает акцент о. Алексий. – А еще Выговский монастырь чеканил свои деньги, рубли ходили по всему Северу и ценились даже выше казенных – в них содержалось больше чистого серебра.
Бывал в Выговской пустыни и Михайло Ломоносов. Не приходится сомневаться, что, будучи еще юношей, он читал здесь стихи Симеона Полоцкого и сочинения протопопа Аввакума. В 1877 году археограф Викторов обнаружил в Петрозаводске рукопись «Служба и житие Димитрия Мироточеца» с надписью «списывал с сей тетради Михайло Ломоносов», что дает основание для подтверждения гипотезы о контактах Ломоносова с выговцами. Примечательно и то, что выговцы создали псалмы, положив на крюковые ноты произведения М.В. Ломоносова «Утреннее размышление о Боге» и «Оду, выбранную из Иова». Оба были опубликованы в 1751 году в собрании сочинений.
«ВЫГ НИКУДА НЕ ПРОПАЛ!»
Какая же могучая духовная сила лежала в основе всего старообрядческого движения! Это она помогла выстоять в условиях северной природы, преодолеть иные посылаемые испытания – от затяжных неурожаев и опустошительных пожаров до жестоких репрессий. Из маленького крестьянского поселения Выг вырос в крупнейший в России экономический, религиозный и культурный центр староверов. За 150 лет своего бытия Выговское общежительство достигло исключительных высот в самых разных сферах духовной и материальной жизни. Вынужденную изолированность от внешнего мира староверы восполняли исторической памятью, осознанием своей непрерывающейся связи с прежней, допетровской Россией.
Но всем достижениям положило конец воцарение на престоле Николая I, когда на выговских старообрядцев начались правительственные гонения. В 1828 году для борьбы со слишком самостоятельным Выгом создается Олонецкая епархия. Выг атакуют проверками представители светской и духовной власти. С 1835-го гонения перерастают в репрессии. В 1836–1838 гг. местные власти запретили в здешних местах колокольный звон, провели проверку паспортов и выслали всех пришлых. В 1839 году пустыни и пашенные дворы, кроме Данилова и Лексы, ликвидируются. Численность выговцев быстро идет на убыль. Репрессии (1854–1856) включали в себя закрытие часовен, вывоз книг и икон, варварское разрушение кладбищ. В народе эти события назвали «Мамаевым разорением». Последние репрессии обрушились на Выг в 1860–1863 гг. В 1862 году остатки библиотеки были перевезены в Петрозаводск. Немногие уцелевшие к этому времени выговцы тайком продолжали молитвенные собрания. Последний из участвующих в них, Н.Н. Лубаков, скончался в 1915 году.
Интерес к выговскому наследию проявили многие русские ученые и писатели: Е. Барсов, Н. Лесков, М. Пришвин, Д. Островский, Н. Клюев и многие другие. Поэтому можно говорить о большом воздействии Выга на культуру России XVIII–XX вв.
Выговская пустынь воспринимается уникальным явлением в русской истории. Ведь, посудите сами, силою обстоятельств, вытолкнутые на периферию общественной жизни и заклейменные люди сумели выстоять и сохранить древлецерковное благочестие. Более того, они создали свой мир, основанный на духовном единении, – говорит о. Алексий.
В заключение наставник делает акцент на посещении участниками поездки Петрозаводского краеведческого музея и выражает пожелание оказать ему помощь в пополнении экспозиции, посвященной староверию края, книгами и иконами выговского письма.
– Выг никуда не пропал. Выг с нами, и иначе никак быть не может! Надо молиться о том, чтобы Господь еще при нашей жизни даровал нам силы, терпение и выдержку, чтобы стать свидетелями восстановления храма Богоявления, который некогда был светочем для поморских староверов. И вот благая весть – 30 октября в Данилово будут освящать возведенную часовню. Пусть это первый шаг, но за ним обязательно последуют другие, – уверяет о. Алексий.