Обратите внимание: материал опубликован более чем одиннадцать лет назад

Министров в Латвии должна утверждать… контрразведка?

Министров в Латвии должна утверждать… контрразведка?
Ситуация с министром юстиции Байбой Брокой, не получившей от Бюро по защите Сатверсме (SAB) допуск к гостайне соответствующего уровня, создает неприятный прецедент. Чтобы он не повторился, в будущем министры должны получать "добро" от контрразведки до, а не после утверждения в должности. Такое мнение в разговоре с Neatkarīga Rīta Avīze высказал бывший советник премьера Айгара Калвитиса Раймонд Лаздиньш.

"Пример Броки создает потенциальные трудности для следующего правительства, - сказал он. - Можно утверждать министров, но, если позже схожие проблемы появятся у нескольких министров, то этот кабинет может оказаться неспособным принимать решения. Таким образом, что-то надо менять, чтобы сделать эту процедуру либо короче, либо другой. Например, своевременно подавать службам безопасности информацию о людях, которых планируется выдвинуть в министры. Или партиям, участвующим в выборах, нужно будет назвать не только кандидата в премьер-министры, но и полный состав кабинета министров".

 

По словам Лаздиньша, то, что сейчас происходит с министром юстиции Байбой Брокой, заставляет задуматься.

 

"Несколько нелогична одна вещь. Она была членом правления Latvijas gaisa satiksme, и у нее был допуск второй категории, до уровня "секретно", - напоминает он. - Ее с этой должности избрали министром. Почему до момента, когда оценят возможность ее допуска к более высокой категории, она не может исполнять свои обязанности до уровня "секретно"? Если полгода будут вестись проверки, и выяснится, что человек сделал нечто плохое и не может занимать эту должность, то так и надо будет сказать.Однако смешно, что человек, у которого есть допуск второй категории, вступая в должность, где требуется более высокая категория допуска, не может полноценно исполнять свои должностные обязанности до уровня "секретно", пока идет проверка для получения более высокой категории".

 

Лаздиньш также считает, что есть вопросы и по поводу допуска парламентариев к гостайне.

 

"Если народ избирает в Сейм 100 депутатов, какой у них уровень допуска? – спрашивает Лаздиньш. - Если депутат избран и представляет определенную часть народа, тогда он перед этими избирателями отвечает за принятые решения. В том числе за решения, которые очень важны для государства. Можно говорить про оппозицию и позицию, но должны быть четко определенные уровни".