А ты записался в олигархи?
В числе гостей – депутат Сейма Виталий Айзбалтс, к которому мы и обратились с вопросом:
- Это движение уже назвали организацией олигархов, и приходится слышать: чего же еще им не хватает, зачем они стремятся во власть?
- Знаете, у нас в Латгалии порой олигархом называют всякого, кто имеет иномарку выпуска прошлого века. А уж если колбасный цех открыл, ферму или швейную фабрику – то очень крутой олигарх. Таких людей в зале действительно много. Это те, кто сумел реально что-то создать, хотя они прошли через такие же испытания, как все остальные. В отличие от многих, они знают о производстве, о налогах, о стоимости энергоресурсов не из газетных статей или лекций, а из повседневной практики. И понимают, как увеличить число рабочих мест.
Сейчас происходит нечто необычное: создается движение, которое не делится по национальному признаку, в него вступают и миллионеры, и мелкие предприниматели, и представители самоуправлений, и учителя, и врачи. Причем во всех регионах. И программа создается на основе открытых дискуссий.
Антоний Самбур, председатель совета фирмы «Антарис», добавил, что каждый участник должен привести в это движение друзей, родственников и соседей. Для этого надо объяснить простую вещь: деньги в бюджете страны не появятся с неба, и выклянчить на все нужды у МВФ не удастся. Единственная возможность выплачивать пенсии, зарплаты, пособия – это развивать в Латвии бизнес. И в этом полностью совпадают интересы предпринимателей, служащих, рабочих, крестьян и пенсионеров. Так что если кто-то называет движение «За лучшую Латвию» организацией олигархов, пора записываться в олигархи.
А какие, собственно, претензии предъявляют правительству и что предлагают?
«Нормальное государство - всего лишь ночной сторож»
- Нет больше сил критиковать те глупые решения, которые якобы для пользы государства принимают наши чиновники, - сказал глава холдинга «Latvijas Novitates Komplekss» Александр Милов. – Хочется просто заменить людей, ничего не понимающих в экономике и умеющих только праздновать именины в красивых кабинетах, на людей, способных получить результат. Но от парочки примеров не удержусь. Из-за бюрократических проволочек мы не получили 7 миллиардов европейских денег, которые могли совершенно бесплатно вложить в экономику.
Это ровно столько, сколько под проценты мы взяли в долг у МВФ. Узнав, что 2 миллиарда из этого кредита просто лежат в качестве резервной суммы, я просто не мог поверить, думал, неверная информация. Потом убедился, что можно было не брать сразу эту сумму, а открыть кредитную линию. Разница проста: сейчас деньги лежат, а проценты набегают каждый час, а можно было брать по мере надобности. Так действуют только люди, которые не пытались сами получить прибыль хотя бы в один лат. Еще пример. Мы нашли инвесторов, готовых вложить в Рижский аэропорт 300 миллионов латов. 100 миллионов пошли бы на налоги. Полгода решался вопрос об аренде земли, инвесторы передумали и ушли. А сейчас объявляют, что надо сократить 300 койкомест в больницах, чтобы сэкономить хотя бы миллион латов. Государственные служащие ведут себя так, как будто государство – это некая мифическая сила, которая о нас заботится, а мы, неблагодарные, еще смеем выражать недовольство. Государство – это всего лишь ночной сторож, который присматривает за порядком, пока мы заняты или отдыхаем. Оно служит человеку, а не наоборот.
«Про свободный рынок говорили те, кто хотел этот рынок захватить»
-За двадцать лет мы не услышали ответа на простой вопрос: какие отрасли являются приоритетными, что мы будем развивать и какое место займем на европейском рынке, - поделился с «Часом» руководитель Рижского молочного комбината Ивар Страутманис. – Сейчас мы, бизнесмены, наняли хороших специалистов, чтобы они разработали стратегию развития экономики, спланировали, что перспективно, какие сферы государство должно поддерживать. И с этим планом мы обратимся к кандидатам в депутаты, чтобы найти людей, готовых его воплотить в жизнь. А когда мне начинают говорить, что слово «планирование» не годится для нашей экономики, я отвечаю: про свободный рынок нам твердили советники, которые хотели этот рынок захватить. Что и произошло. Мы отдали даром внутренний рынок, а на чужой нас и близко не подпускают. Крестьяне в Греции, в Испании, в Германии получают дотации в десять раз больше, чем наши. Это равные условия? Наши магазины завалены некачественной дешевой продукцией, а мы не можем добиться, чтобы хотя бы на маркировке было указано, из чего это сделано. Вы вот знаете, что дешевый немецкий сыр – это не сыр, а нечто, сделанное даже не из растительных жиров, а из синтезированных, то есть химических продуктов? По части выполнения всех европейских регул – мы первые, а отправиться в Брюссель и защищать своих производителей - не можем. Вот почему мы делегируем во власть людей, которые смогут это сделать.
«Чиновник чиновника не сократит»
- Никто не задумывался, почему в Эстонии падение объема производства примерно такое, как у нас, а занимать деньги у международного валютного фонда не понадобилось? – задал вопрос представитель латгальской фирмы «Магистр» Юрий Доворецкий. – Оказывается, в этой стране более дешевая и эффективная система управления. Так что в этом приходится согласиться с МВФ: надо сокращать расходы. Но странным образом на четырех уволенных во время кризиса работников приходится только один государственный служащий. Реформы управления должны проводить сами служащие, а чиновник чиновника не сократит. Зато принять решение в пользу своих собратьев – всегда пожалуйста. Удивительным образом многие бывшие госслужащие занялись альтернативной энергетикой. Между тем ее производство обходится очень дорого, а расходы «Латвэнерго» включает в тариф. Киловатт-час в Латвии уже дороже, чем в Швеции. То есть мы все сбрасываемся, чтобы оплатить какие-нибудь ветряки или малые гидроэлектростанции. Кто анализировал эти процессы? На каждых выборах говорится о помощи Латгалии. Есть простой способ направить сюда ресурсы. Надо лишь сделать для латгальских проектов более выгодную долю софинансирования. И сразу предпринимательская активность в регионе повысится. Но для этого надо окончательно закрыть все агентства по развитию, и принять политическое решение.
… Дискуссия, начатая в регионах, в субботу будет продолжена в Риге. Предприниматели не только хотят, чтобы их услышали. Они сами готовы идти в политику и принимать государственные решения.