Основная цель комиссии, которой руководит Ланцманис, – как можно быстрее продвинуть ход реставрации здания. Сам глава говорит, что по вопросам «кто виноват» и «кто за это всё заплатит», скорее всего, начнётся судебный процесс. Однако это всего лишь перспективы.
Работы ведутся, строители и комиссия ставят перед собой реальные цели. «Наша ближайшая цель достаточно амбициозна – сделать так, чтобы уже в следующем году президент мог войти в помещения первого этажа, которые наименее пострадали от пожара, но, тем не менее, будут подвергнуты полной реконструкции», - говорит глава комиссии.
На вопрос о том, почему в замке до сих пор не установлена постоянная кровля, Имантс Ланцманис ответил, что на самом деле речь идёт не об одной, а о двух крышах. И сделано в этом направлении не мало. «Одна крыша, над Белым залом, сделана основательно, при чём с опережением стандартных процедур – согласования проекта и т.д. Сделана она хорошо, работа не вызвала возражений у Агентства по охране памятников.
В то же время, над большим залом установлена пока лишь временная крыша. Там работы идут по стандартной процедуре. Правда, после Золитудской трагедии все опасаются ставить свои подписи на каких-либо бумагах, в результате чего этот процесс сильно затянулся. Однако и временная крыша сделана вполне надёжно и находящимся под ней помещениям и предметам не угрожает ни холод ни влага.
Единственная опасность может подстерегать помещения в том случае, если гипсовая отделка стен слишком сильно пропиталась водой – тогда через некоторое время её поверхность может прорваться и на поверхность выступит соль, как это было в Рундальском замке», - сказал глава комиссии.
К сожалению все работы ведутся в очень нервозной обстановке, на фоне раздоров и противоречивых оценок экспертов.
«Все постоянно думают, кто будет платить за несчастье. В такой атмосфере работать очень тяжело. Однако с профессиональной точки зрения работы ведутся нормально – всё чисто и интеллигентно, хотя темп мог бы быть и повыше», - отметил Ланцманис.
Руководитель комиссии добавил, что её члены за свою работу не получают вознаграждение и работа ведётся на общественных началах.