Национальность «латыш» разрешат выбирать по желанию1
Конечно, для этого следует владеть государственным языком на высшем уровне, возлюбить латышскую культуру и сознательно пожелать закрепить принадлежность к латышскому народу публично. Авторы поправок тем самым пекутся о людях, идентифицирующих себя как часть латышского народа, но до сих пор лишенных возможности быть признанными латышами – их родители имели иную национальность. Но доставшуюся по наследству несправедливость сегодня можно исправить. Считается, что поправки сплотят общество. При этом принуждать стать латышом никого не будут, это сугубо добровольное решение. Причина такого прагматического приглашения в национальность лежит на поверхности: демография падает – граждане Латвии все больше рождаются за ее пределами (в 2012 году за границей родилось 3364 ребенка), продолжается великий Исход из страны, а перед ЕС ответ о происходящем держать надо.
На фоне таких реалий и явилась соломинкой мысль увеличить количество представителей титульной нации за счет тех, кто таковыми хоть и не родились, но стать достойны. Однако, думается, тут ошибочка закралась, не титульной нации, как мы уже привыкли выражаться, а титульной национальности, потому как по поводу рассматривается ли в данном случае титульный народ нацией, мнения могут разбежаться. Нация, по утверждению людей мудрых и с научными званиями, – это исторически сложившийся союз национальностей, совместное существование которых порождает идею единой государственности для защиты своих интересов, а также выдвигает конкретных представителей для реализации этой идеи. Нация всегда обустраивается в рамках собственного государства и предстает социальным организмом, объединенным этническими и территориальными связями. Есть и такое мнение: нация – это граждане одного государства, имеющие общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, произрастающих из общей истории их предшественников – предков, живших на этой территории.
К сожалению, тот самый «исторический союз» в Латвии никак не складывается, туго обстоит дело и с идеей сплочения, а также с модным нынче понятием «интеграция». Вот директор Госагентства социальной интеграции «наинтегрировала» на 300 тыс. присвоенных латов, как пишут, и была уволена с поста за дисциплинарные нарушения. Или другая новость: недавно созданному Министерством культуры Национальному центру интеграции выделили 430 тыс. латов, чтобы за 9 месяцев интегрировать 300 человек, прибывших в Латвию из третьих стран. (Nekа personиga, TV3). Подобные примеры сплочению нации явно не способствуют, вот она и не сплачивается.
В продолжение «национальной» темы напомним, что с 1 апреля жители Латвии смогут возобновить в паспорте запись с указанием национальности, денег за это тоже не возьмут – тут ведь главное расширить сведения. Запись о национальности предполагается оплачивать из средств, зарезервированных в бюджете на непредвиденные расходы, такие, к примеру, как ликвидация последствий урагана или наводнения. В то же время запись о национальности в паспорте не предусмотрена ни одним международным правовым актом, регулирующим выдачу удостоверяющих личность документов. Ни одна из стран-участниц ЕС не вносит в паспорта запись о национальности. Согласно европейским и мировым стандартам, это может дискриминировать человека, т. е. личность, как показывает мировая практика, может подвергнуться дискриминации по национальному признаку. Таких исторических примеров хватает. В конце концов существует свидетельство о рождении, где прописаны родители, вот там уточнение национальности может быть уместно. А паспорт – прежде всего документ, подтверждающий гражданство. В ином случае мало ли что кому захочется в него впихнуть – графу о сексуальной ориентации или вероисповедании, например.
«Для строительства нормального государства имелись все предпосылки, но мы его разломали, как дети ломают слишком сложную для них игрушку, потому что не умеют с нею играть», – заявляет в интервью республиканской газете первый министр иностранных дел Второй Латвийской Республики, экс-политик Янис Юрканс.
Однако государственные «игры» продолжаются, и сегодня в них по-прежнему включаются вагончики, на которых написано: национальность, интеграция, латышский язык, общность граждан…. Ту-ту-у-у-у… – поехали! А то, что пассажиры – граждане и неграждане выпрыгивают на ходу, так это не беда – новые подсядут, интегрируем и отрапортуем.