Как отметил В. Пуките, на сегодняшний день в Латвии 12 тюрем («Даугавгривская» в Даугавпилсе, женская в Ильгюциемсе, «Шкиротава» в Риге, «Матиса» в Риге – Рижский централ, в Вецумниеки, Брасе, Олайне – тюремная больница, Екабпилсе, Елгаве, Лиепае, Валмиере и Цесисе – колония для несовершеннолетних). Однако только в Цесисе тюрьма отвечает необходимым стандартам. Весной там было начато строительство нового современного корпуса с 20 двухместными меблированными камерами, оборудованными санитарно-техническими устройствами. В Цесисе есть и камера для заключенных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. На строительство нового здания государство выделило 760 000 латов. Одновременно ведутся работы по реновации старого, которое будет полностью переделано к весне следующего года. В камерах будут установлены камерами видеонаблюдения для безопасности самих заключенных. В колонии для несовершеннолетних в среднем содержится в день около 100 заключенных.
Что касается остальных тюрем, то они действительно морально и физически устарели. И если, например, в той же «Даугавгривской» тюрьме за счет средств из еврофондов сделан ремонт, в камерах – по двое-трое заключенных, то с санузлами просто беда. Туалеты, хоть и оборудованы современными унитазами, но отделены от остальной камеры лишь ширмами. На то, чтобы отделить их кирпичными стенами, денег, увы, нет. По словам Пуките, в идеале в Латвии нужно построить новые тюрьмы современного типа. Их количество можно было бы сократить до шести. Однако строительство только одной обходится примерно в 50 млн латов, на строительство шести понадобилось бы 300 млн латов. Сегодня таких денег у государства нет.
Пуките выразил мнение, что при появлении новых тюрем заключенные перестали бы строчить жалобы в суды, в том числе в ЕСПЧ. Но с этим можно поспорить. «Писатели» найдут на что пожаловаться – таким образом они, наверное, ищут себе развлечений. Как правило, это те, для которых тюрьма стала родным домом.
Вот, например, заключенный «Даугавгривской» тюрьмы Роберт Жеребков. Сколько кляуз он успел написать в суды, возможно, и сам толком не вспомнит. Что-то даже выигрывал. А ведь из тюрем он не вылезает с 16-летнего возраста. Тогда его посадили за хулиганку. А вот остальные 5 раз – за грабежи. В итоге из своих 42 лет в тюрьме он находится более 20. И что примечательно, на прошлой неделе Жеребков получил новый срок. Судили его вместе с еще двумя подельниками. За очередной грабеж, незаконное пользование чужими платежными средствами и уничтожение документов. Даугавпилсский суд приговорил его к 8 годам и 6 месяцам тюремного заключения. Учитывая, что после предыдущего приговора ему оставалось сидеть полгода, проводить время в тюремной камере ему предстоит следующие 9 лет.
На вопрос, как начальник УМЗ намерен бороться с самоубийцами в тюрьмах, Пуките заявил, что методы есть, но если человек решил наложить на себя руки, его от этого не удержат и 20 охранников. При этом Пуките привел цифры по суицидам: в прошлом году в Латвии покончили жизнь самоубийством 412 человек. В то же время в тюрьмах суицид совершили 7 заключенных. Так что, по мнению Пуките, ситуация в тюрьмах далеко неаховая.
Всего по разным причинам за 9 месяцев нынешнего года в латвийских тюрьмах скончались 26 заключенных. Об этом в своем отчете министру юстиции Янису Бордансу сообщил В. Пуките. Глава УМЗ также отметил, что заключенным доступны и реализуются разные программы ресоциализации. Например, программа «Умение думать». Она позаимствована в Канаде и направлена на то, чтобы человек смог распознать и понять свои эмоции, умел управлять собственными мыслями, поведением, адекватно реагировать на конфликтные ситуации. Еще одна программа, реализуемая в тюрьмах, – «Менеджмент злости». Она направлена на умение управлять негативными эмоциями, которые влияют на мысли и поведение человека. Наконец, согласно отчету, в тюрьмах реализуются такие программы, как «Менеджмент стресса» и Equip. Последняя предназначена для молодежи с проблемами антисоциального поведения. Но вопрос в другом: сколько заключенных готовы не только проходить курс реабилитации по данным программам, но и воспринимать их серьезно и становиться на путь исправления?
Надо отметить, что Пуките признал: в тюремной системе есть работники, которые сотрудничают с заключенными. Они проносят зэкам алкоголь, наркотики, те же мобильные телефоны, благодаря которым мошенники разводят на огромные суммы доверчивых старичков. Один такой сотрудник был задержан совсем недавно.
Всего, по словам Пуките, на начало октября в латвийских тюрьмах отбывали наказание 6238 человек.