Обратите внимание: материал опубликован более чем пятнадцать лет назад

Банк без названия

Банк без названия
Клиентов Parex banka успокаивают и переведут в "новый" банк, который разместится в старых помещениях.  Несмотря на то что вчерашняя пресс–конференция в главном здании Parex banka, по сути, дублировала вторничное сообщение правительства о реструктуризации банка, кое–какими новыми сведениями участники этого мероприятия все же поделились с прессой. Оказывается, реструктуризация не означает разделения на "плохой" и "хороший" банки. Нам предлагается иной вариант названия этого раздела: в его результате появится "новый банк" и "банк урегулирования".
Во встрече с журналистами участвовало четыре человека — два представителя Латвийского агентства приватизации (акционера Parex banka) Юрис Якобсонс и Артур Грант, делегат от Nomura International Мэтью Френч и председатель правления банка Нил Мелнгайлис. Еще во время вступительных слов стало понятно, что все четверо будут максимально осторожны в формулировках: каких–либо сенсационных заявлений ждать не приходилось. Лейтмотивом через всю вводную часть пресс–конференции проходило словосочетание "доверие клиентов". Именно ради восстановления оного, отметил господин Мелнгайлис, и затевалась реструктуризация. Второй красной нитью, которой было прошито вчерашнее мероприятие, стали постоянные ссылки на решения или рекомендации Еврокомиссии.

Что касается реструктуризации, то, как уже известно, на основании решения, принятого во вторник правительством, от Parex banka будет отделена часть активов, которые лягут в основу создания нового банка, куда автоматически перейдут клиенты. Как написано в пресс–релизе, "у заново созданного банка будет стабильная финансовая база, что обеспечит успешное привлечение инвесторов и скорейший возврат вложенных государством средств". Но вот по поводу места нахождения этих самых средств есть большой вопрос: все плохие кредиты, включая обязательства самого банка перед международными кредиторами и денежную помощь, предоставленную Латвийским государством, останутся в другом банке, применительно к которому вчера подчеркивалось, что, во–первых, он не "плохой", во–вторых, является бизнесом и называется "банком урегулирования".

Кстати, по поводу названий. У "нового" банка такового якобы еще нет, что касается "регулируемого", то и это обозначение вряд ли приживется. Впрочем, ответственные персоны избегают говорить о том, как и что будет называться в дальнейшем. Весь процесс продлится до конца июня–июля. "Тогда мы с радостью сообщим вам о новом названии", — заявил Мелнгайлис. Но почему–то возникло четкое ощущение, что для "банка урегулирования" будет сохранено название того учреждения, в помещениях которого вчера и проходила встреча с прессой.

У обоих финансовых учреждений будут лицензии на банковскую деятельность. Новый будет вести обычную банковскую деятельность — обслуживать клиентов и даже (если с него снимут ограничения) выдавать кредиты. Другая организация займется поиском путей того, как можно вернуть деньги. Руководить ее действиями станет специально привлеченная компания по управлению активами. Таковы по крайней мере планы.

В адрес Nomura International от Нила Мелнгайлиса прозвучали комплименты за то, что это предприятие сумело "в такой короткий срок создать успешную и полностью удовлетворяющую требованиям Еврокомиссии модель реструктуризации". Между тем соответствие модели требованиям должно еще быть подтверждено Еврокомиссией (предполагается, что решение по этому поводу будет принято в первых числах апреля). Мэтью Френч, кстати, назвал эту самую модель "не идеальным решением": "Мы понимаем, что возникнут проблемы, вопросы. В частности, существует определенная озабоченность по поводу возвращения средств. Однако считаем, что это лучший план из всех тех, что были возможны. Это очень интересный проект", — заявил он. И тут же вернулся к презентационному плану: убыточность работы банка, правда, с пометкой "скорее всего", предполагается весь этот год. А вот в 2011 году Nomura International прогнозирует для нового, но безымянного банка прибыли.

В то же время говоря о планах, связанных с Parex, следует учесть, что, даже несмотря на прогнозы о прибыли, основным планируем сюжетом станет продажа этого учреждения. Хотя господин Френч подчеркнул, что не будет оказываться давления в пользу продажи какой–либо из частей банка по возможности скорее и не по рыночной цене.

Основной интерес журналистов был связан с судебными рисками — зарубежные инвесторы намерены обратиться в суд по поводу того, что их средства оставляют в "плохом" банке. Но господин Мелнгайлис заявил, что судов не боится: "И вообще пока преждевременно говорить о том, где будут размещены эти средства: у упомянутых вами людей нет повода для беспокойства", — пошутил председатель правления Parex banka.

Еще один момент. План реструктуризации не предполагает, что обоим банкам понадобится финансовая помощь от государства. Однако же, по словам представителя ЛАП Юриса Якобсона, с учетом того, что банк до сих пор работает с убытками, нельзя полностью исключить, что дополнительные вложения потребуются.