1-1=1, или ляпы школьного образования6
Учебник этот с одобрения Министерства образования и науки Латвии издан в 2007 году и предназначен для русских школ с билингвальным обучением, т. е. призван идти в ногу со временем. Но однажды даугавпилсский первоклассник, усомнившись в ответе примера, приведенного в вышеназванном издании, обратился к отцу за разъяснением. «Папа, – сказал он, – неужели 1 – 1 = 1 ?» На что отец дал, естественно, другой ответ. «Тогда почему в учебнике так?» Горе-пример из учебника и его фотографии были приведены на сайте www.grani.lv и обросли комментариями читателей.
Приведем в сокращении некоторые из них: «У меня теща написала по поводу вот такого в министерство года два назад, причем много там нашла всякой фигни, времени потратила уйму. Так вот, ей прислали ответ, что-то вроде: бла-бла-бла, спасибо, мы обязательно примем к сведению и донесем до надлежащих инстанций ваши замечания, но, скорее всего, это просто опечатки типографии, так как над содержанием учебников работают люди с высшим педагогическим образованием…» Или вот этот, более краткий и философский: «Вся наша жизнь – недомолвки. Сначала говорили, что от меньшего нельзя отнимать большее. Потом, что на 0 делить нельзя. Потом…»
В желании убедиться в существовании учебника с неверными решениями захожу в библиотеку одной из даугавпилсских школ. Библиотекарь протягивает мне билингвальную математику для первых классов издательства «RETORIKA А». Авторы учебника А. Артюха и С. Шабалина. Научный руководитель данной работы Р. Алиев. Но это уже переизданное издание – книжечка новая, яркая, в твердой обложке. И злополучного примера в ней я не обнаруживаю – он остался в старом издании. Очевидно, поэтому и переиздали, чтобы не компрометировать создателей? Можно было бы на этом успокоиться, но все-таки решаю обновленную книжицу перелистать.
И вот вам мои «первоклассные» находки. Задача: «Великан жил на втором этаже 12-этажного дома. Как-то ему захотелось жить повыше. Он перевернул дом и поставил его крышей вниз. На каком этаже оказалась квартира?»
Что ж, на первый взгляд, задача как задача, отнимай себе от двенадцати один и получай ответ. Но это, если не задумываться над прозой условия, в котором что ни слово, то чистый бред. Огромный великан, способный перевернуть дом, живет с самыми обычными соседями. И его не волнует, что, поставь он дом на крышу, соседи эти полетят вниз тормашками, осыпятся, как листва осенью. А если кто-то чудом выживет, то в перевернутом доме ему придется ходить по потолку, спотыкаясь о люстру, а над головой будет пол. Неужели, чтобы призвать современного ребенка сделать простое математическое действие, надо непременно нарисовать картинку ужаса? Зайчиков с морковками уже недостаточно?
А вот и еще одна миленькая задачка: «Чтобы вылечить Карлсона, Малыш принес 11 литров малинового варенья и 4 литра вишневого варенья. Сколько литров варенья принес Малыш?»
Постойте, давайте разберемся, какой именно Малыш нес это варенье? Если это Малыш из известной сказки, то ему лет 6–7, и он ни за что не дотащит 15 литров варенья своему прожорливому другу. Ребенок попросту надорвется. Значит, это Малыш Джон из «Робин Гуда». Да, этот здоровяк мог бы и больше «допереть», но вот незадача – он совершенно не был знаком с Карлсоном. И задачки с такого рода условиями отнюдь не редкость в этом арифметическом заповеднике. Хотите развлечься – почитайте! Да только веселье это с привкусом горечи. И если неправильный ответ примера еще можно списать на опечатку, то условия задач на это никак не спишешь. На что в очередной раз бездумно потрачены деньги?
В предисловии к учебнику сказано, что он предназначен для учеников 1-го класса русских школ, обучающихся билингвально. А еще о том, что он способствует развитию творческого мышления. Да уж, творчества в учебнике хоть отбавляй! И чем была плоха математика для первых классов русской школы издательства «Zvaigzne»? (Авторы: Я. Менцис, Э. Крастыня и др.) Учебник не устроил своей небилингвальностью? А то, что в нем были хорошие примеры и адекватные задачи, никого не волновало. Даешь новый взгляд на мир!
В двух разных школах города библиотекари говорили одно и то же: «Мы постоянно вынуждены приобретать новые учебники. А ведь денег на пополнение библиотечных фондов выделяется не так много. Можно было бы заказать периодику, купить программную художественную литературу. Но вместо этого то и дело закупаем «свежие» учебники, которые зачастую хуже тех, что издавались ранее. О том, по какому учебнику следует учить в соответствии с программой, нас ставит в известность Школьная управа».
На вопрос, во сколько школе обходится учебник, в котором Малыш, надрываясь, тащит варенье Карлсону, мне назвали сумму более пяти латов. А ведь учебников надо закупать много и не по одному предмету!
Роберт Килис, авторитетнейший в Латвии экономист, профессор шведского колледжа, где преподает экономическую антропологию, науку, которая не изучается в Латвийском университете, объясняя ее суть, сказал: «Ни одна организация, даже из самой сухой отрасли вроде финансовой, где одни цифры, не может отгородиться от проблем, которые актуальны в остальном обществе. Экономическая же антропология находится где-то между социологией и психологией».
Перекладывая эту мысль в учебник для первого класса, получаем подтверждение тому, что важны не только цифры, но и то, что вокруг них. Как раз на это нынешние создатели математической грамоты внимания и не обращают, лепят в задачи что на ум придет. Тогда как тот же Килис (кстати, утвержденный на днях министром образования и науки), предупреждает, что в отношении образования для самых маленьких «нам не стоит дурачиться». Но еще как дурачатся!
В учебном пособии для дошкольников «Raibа pasaule. Viss ap mani» издания Zvaigzne ABC на приведенной карте Латвии напрочь отсутствует Даугавпилс. На вопрос, куда исчез второй по величине город страны, ответ дать никто не может. Издатели ссылаются на авторов, заверяя, что вот в следующем тираже Даугавпилс на карте должен появиться.
Между тем Государственный центр содержания образования уже успел присудить данному изданию, на которое, вероятно, потрачены немалые средства, призовое место в одном из конкурсов. После всех этих образовательных причуд поневоле уверуешь в великанов-монстров, переворачивающих все с ног на голову.