Куда уходят люди?3
Подробнее о данных эстонских демографов мы попросили рассказать декана факультета социальных наук Даугавпилсского университета, профессора института социальных исследований доктора социологии Владимира Меньшикова.
- Об этом сугубо научном мероприятии сейчас сообщают многие средства массовой информации. Неужели демографические процессы были неизвестны общественности?
- Специалисты оперируют точными данными, и они никогда не скрывались... Да и любой человек прекрасно знает о том, что и в городах, и в селах население сокращается. Но, как это бывает, одна цифра, опубликованная в газетах, вдруг стала сенсацией. В докладе о развитии народонаселения сказано, что за последние двадцать лет страны Балтии потеряли 1,5 миллиона человек. Конечно, это катастрофа. Впервые в Эстонии громко заявлено, что страна уже скоро начнет остро нуждаться в притоке мигрантов, чтобы возместить нехватку рабочих рук. В докладе отмечается, что самая тяжелая ситуация – в Латвии.
«В Латвии численность населения сокращалась самыми быстрыми в странах Европы темпами. Сейчас низкая рождаемость и постоянный отток людей из страны не дают, несмотря на увеличение продолжительности жизни, ни малейших шансов на улучшение ситуации», - сказано в этом исследовании. В Эстонии, например, начиная с 2001-го года растет рождаемость, и она самая высокая в балтийских странах. Улучшаются и показатели по продолжительности жизни, что связано с реформами здравоохранения. Стоимость медицинских услуг у наших северных соседей ниже, чем в Литве и Эстонии. И тем не менее во всех трех странах рождаемость – низкая, смертность – высокая, и трудоспособное население уезжает за рубеж на заработки.
- Официальных данных о результатах переписи населения все еще нет. Почему – не могут посчитать или не хотят до выборов публиковать данные?
- В принципе, результат известен, хотя эти данные действительно неофициальные. В прессе уже мелькает цифра: в Латвии насчитали 1,9 миллиона жителей. Если сравнить со статистическими данными, которые публиковались в начале года, то не хватает 320 тысяч человек. Возможно, это люди, которые периодически выезжают на заработки. Есть лица, которые ведут такой образ жизни, что их место жительства неизвестно. В общем, непонятно, как их зарегистрировать.
- Судя по личному опыту, считали и тех, кого не было дома на момент визита переписчика: верили на слово, что человек, декларированный по данному адресу, тут и живет. Так что, возможно, реальное число жителей – еще меньше.
- По нашим оценкам, число жителей Латвии за годы независимости уменьшилось примерно на 800 тысяч. То, что нас уже меньше 2 миллионов, никому не хочется официально признавать. И не только потому, что это свидетельствует о проблемах в развитии страны. Европейские фонды выделяют помощь в расчете на определенное население. Чем позже реальные цифры будут официально признаны, тем больше денег успеем получить.
- Раз в два года публиковались обзоры развития народа – солидные научные монографии. Но очередного исследования почему-то нет. Финансовые проблемы?
- Действительно, десять таких обзоров подготовлено с участием ученых страны. И у многих руководителей самоуправлений они были настольной книгой, поскольку содержали не только статистические данные, но и рекомендации. Сейчас готовится очередной обзор, но он будет только в электронном виде – на полиграфию нет денег. Тема – региональное развитие. У нас создалась довольно парадоксальная ситуация. Внутренняя политика направлена на то, чтобы помочь депрессивным регионам. Достаточно вспомнить фонд выравнивания, когда одни самоуправления выделяют средства другим. Но не секрет, что главный вектор развития в последнее время – это европейские проекты. А они идут туда, где развита предпринимательская среда, где есть инфраструктура, где деньги быстрее окупятся.
За двадцать лет разговоры об административной реформе, в ходе которой регионы приобрели бы некий статус, функции и финансирование, остались разговорами. По-прежнему финансовые потоки идут только в Ригу. И в итоге уже не только Латгалия отстает от метрополии. Такие же процессы торможения наметились в других регионах. Разница в зарплатах, в социальных льготах, в торговых площадях на душу населения, в числе предпринимателей на тысячу жителей и так далее между метрополией и провинцией увеличивается. И это тоже неблагоприятно сказывается на демографической ситуации.