Гаусс улетел, а латвийцы остались в пролете2


«Я отдавал все!» - с патетикой воскликнул уволенный Гаусс, изображая хорошую мину на фоне никудышной своей деятельности. Теперь в Латвии подсчитывают, во сколько она обошлась стране.

Депутат Сейма, он же — президент Автомобильной ассоциации Андрис Кулбергс подсчитал, во сколько каждому латвийцу обходятся полеты авиакомпании airBaltic.

 

«Каждый из нас платит 19 центов за каждый километр, который преодолел самолет airBaltic. Если бы этот «маркетинговый трюк», за который мы все платим, приносил нам на 30% больше туристов, чем Литве и Эстонии, тогда это имело бы какой-то смысл, но, если мы только постоянно платим деньги, а в цифрах по туризму мы все еще ниже упомянутых стран, значит, тут что-то не работает. Выходит, что мы «приглашаем» литовцев и эстонцев получить воздушное сообщение — мы перевозим их дешевле, чем другие. И никакой выгоды для нас! Гаусс войдет в историю вместе с «кукурузниками», на которых приходилось летать нашим налогоплательщикам», - заявил он в интервью телеканалу TV24, комментируя увольнение Мартина Гаусса.

 

Да, отставка многолетнего главы airBaltic, изумляющего всю страну своей непотопляемостью, свершилась, наконец, но латвийцам как-то не радостно. По всем соцсетям несется вопрос «а посидеть на дорожку?».

 

Гаусс ушел, сказочно обогатившись за наш счет, уехал на свои многочисленные виллы. Латвийские налогоплательщики сделали его миллионером, а он им взамен оставил госкомпанию, которая, благодаря его бездарной стратегии, теперь в долгах, как в шелках. Напоследок Гаусс еще и прощальный спектакль разыграл, корча из себя героя — бескорыстного трудягу. «Я ухожу после 13 интенсивных лет, гордый тем, что мы построили: устойчивую авиакомпанию, преданную команду и смелое видение. Я отдал все — и я бы сделал это снова», - накатал он пост в соцсети Х.

 

В каждой строчке — вранье на вранье и враньем погоняет. Сам Гаусс ничего не построил, а наоборот развалил: авиакомпания была создана не им и на протяжении лет приносила прибыль. Пока этот бывший немецкий пилот (под чьим руководством ранее была доведена до ручки венгерская компания, что не помешало латвийскому правительству зачем-то его нанять) не начал скупать новые самолеты, как не в себя. Сначала — канадские (Bombardier), потом — европейские (Airbus). С последним, кстати, вскоре случился мировой скандал, выяснилось, что руководство Airbus массово раздавало взятки по всей Европе, чтобы покупали именно их самолеты.

 

Шли годы, экономическая ситуация в мире менялась, но не менялась стратегия Гаусса: широко шагать, щедро закупать, жить не по средствам. А когда в этом шаге рвутся штаны, брать деньги на заплатки у государства. Именно это Гаусс и назвал в своем прощальном посте «смелое видение».

 

А вот что кроется за выражением «устойчивая авиакомпания»: убытки airBaltic за 2024 год достигли 118,159 миллионов евро.

 

Прибавьте сюда нашлепанные в прошлом году облигации, по которым одних только процентов надо выплачивать — 50 миллионов евро в год в течение пяти лет. Плюс стоимость самих облигаций: 340 миллионов евро.

 

«Самая грустная строчка в годовом отчете — Equity, собственный капитал (стр. 29), — минус 165 миллионов евро. Это значит, если airBaltic соберет все, что им должны и попробует отдать все свои долги, ей не хватит 165 миллионов. На простом языке это означает, что компания — банкрот», — беспощадно подбивает итоги известный предприниматель Евгений Гомберг.

 

Что говорит сам Гаусс? А он, заработавший за двенадцать лет пребывания на посту главы airBaltic более 11 миллионов евро, патетично восклицает: «Я отдал все». Воистину наглость — второе счастье.

 

Конечно, уход этого человека никого не успокоил, а лишь вызвал поток вопросов. Некоторые обращены к прошлому. Кто и за какие заслуги держал такую бездарь на столь ответственном посту? Почему Гауссу все прощалось? Кто его покрывал и что имел взамен?

 

Некоторые вопросы относятся к настоящему. Сколько сейчас Гауссу заплатят в качестве «золотого парашюта»? Какие условия на сей счет содержатся в договоре с ним?

 

Но главные вопросы обращены в будущее. Что теперь будет с практически разоренной госкомпанией? Как мы расплатимся за новые поставки самолетов (контракты заключены на годы вперед)? И кому придется выплачивать долги airBaltic — в том числе, за нашлепанные гособлигации?

 

Последний вопрос, разумеется, риторический. Ответ латвийцы знают и так — да им же самим и придется. Они тянут на своем горбу национального авиаперевозчика многие годы. Так что свежие подсчеты депутата Кулбергса ни для кого не сюрприз.