Профессия — женщина: компании обяжут соблюдать гендерный баланс


Правительство ЛР одобрило Закон о гендерном балансе, требующий, чтобы должности в правлении и совете крупных предприятиях занимали представители разных полов в соотношении «один к трем».

Крупные предприятия в Латвии попали под каток либеральной политкорректности ЕС. Закон о гендерном балансе — это исполнение новой нормы Евросоюза, согласно которой с середины 2026 года во всех 27 странах-участницах советы директоров компаний, где работает не менее 250 человек, должны минимум на сорок процентов состоять из женщин. Другой вариант: их совет и правление должны минимум на тридцать три процента состоять из женщин.

 

Латвия, как и остальные страны, сейчас просто внедрила это требование в свое законодательство. Вот полный список критериев для компании, подпадающей под Закон о гендерном балансе. Кроме численности в 250 человек, она должна быть акционерным обществом, которое котируется на регулируемом рынке, чей юридический адрес зарегистрирован в Латвии не менее двух финансовых лет, чей годовой годовой оборот составляет не менее 50 миллионов евро (или общая сумма баланса — не менее 43 миллионов евро).

 

Согласно данным Министерства благосостояния, на 19 сентября 2024 года в Латвии таким критериям соответствовали всего две компании, зарегистрированные в базе данных Nasdaq Riga.

 

Вот им теперь и придется озаботиться половым составом своего руководства, заполнив женщинами либо 40% мест в совете, либо 33% мест в совокупности — и в совете, и в правлении.

 

Конечно, закон напрямую так не говорит — «женщинами»», он требует, чтобы в ситуации равной квалификации и компетенции предпочтение отдавалось представителю «непредставленного пола». Но мы-то понимаем, о чем речь. Не зря Минблаг (автор этого закона), еще только впервые презентуя его обществу, размахивал статистикой: в Латвии в 2023 году лишь 23,9% членов советов и правлений крупнейших публичных компаний составляли женщины, тогда как средний показатель по ЕС — 35,1%. Не добираем!

 

Следить за соблюдением гендерного равенства будет почему-то Банк Латвии. Те компании, которые к концу лета 2026 года не достигнут гендерного баланса, должны будут Банку Латвии доказывать, что легли костьми, пытаясь это сделать, и оправдываться, отчего не вышло.

 

Ну, а сам Банк Латвии станет периодически публиковать информацию о гендерных нарушителях. И применять меры принудительного характера, чтобы добиться пропорционального гендерного представительства в советах директоров и наблюдательных советах: такие ему даны полномочия.

 

Что кроется за этими угрозами — загадка, но понятно, что ни одной компании проверять не захочется. Проще выполнить гендерные нормы — и чтобы от тебя отстали. А потому, как мы уже писали ранее, латвийским дамам привалило нежданное счастье. Исполняя европейскую разнарядку, латвийские компании обеспечат им карьерный взлет, независимо от их профессиональных навыков. Да пусть хоть ничего не понимают в своей работе — главное, что обладают нужными половыми признаками, помогая уложиться в пропорцию «один к трем».

 

Таким образом, вместо выражения «свадебный генерал» у нас скоро будет употребляться выражение «свадебная генеральша». Но это — ерунда, главное, чтобы чиновники ЕС были довольны. Их головам, набитым бюрократическими штампами, недоступна простая мысль: гендерной разнарядкой они унижают женщин. Если женщина — профессионал в каком-либо деле, она не нуждается, чтобы ее водворяли на пост принудительным образом. Она хочет признания в том, что специалист — отличный, а не в том, что у нее пол — подходящий. Но поскольку сами евробюрократы ни в одном деле специалистами не являются и про профессиональную гордость слыхом не слыхали, они свою обязаловку считают «равенством».