«Если всё же удаётся найти работу, то нужно быть готовым трудиться за очень маленькую зарплату»5


Патриции 23 года, она закончила университет и готова активно включаться в работу, рассказывает портал la.lv.

Девушка пишет: «Я провела 2 месяца без работы и сделала для себя несколько выводов. За это время отправила 30 заявок, 6 компаний сами меня нашли. Я прошла 23 собеседования, дошла до нескольких вторых этапов. Также успела обсудить свою проблему с представителями разных отраслей — от маркетинга и управления персоналом до кибербезопасности.

 

Главный вывод: с рынка труда фактически исчезают позиции для младших специалистов. Например, 1,5 года назад, когда я искала свою первую серьёзную работу, требовалась высшее образование или обучение на последнем курсе и хотя бы год опыта в отрасли. А сейчас обязательны уже высшее образование и 2-3 года опыта. У меня вопрос — где молодые профессионалы смогут набраться этого опыта, если такие требования?»

 

Редактор la.lv связалась с Патрицией, чтобы расспросить подробнее о её поисках работы и узнать, удалось ли ей найти место. В беседе выяснилось несколько интересных вещей, в том числе о том, какой след в жизни молодых людей оставил COVID-19.

 

Учёба и COVID-19


С 7-го по 12-й класс Патриция училась в Рижской 2-й государственной гимназии. О будущей профессии она тогда особо не задумывалась, но в 12-м классе на «Дне теней» смогла побывать в маркетинговом и рекламном агентстве и ближе познакомиться с этой сферой. Её это увлекло, показалось, что тут можно творчески и динамично развиваться.

 

Выбор учебной программы тоже дался непросто, и только в последний момент она решила поступить в Рижский университет им. Страдиня. Главной целью было получить высшее образование, а дальше уже думать о развитии и карьере.

 

«Я окончила школу в 2020 году, в самом начале пандемии, поэтому всё обучение проходило удалённо. За четыре года я почти не выходила из дома, а с людьми общалась только через компьютер и телефон», — вспоминает Патриция.

 

Позже это сказалось и на поиске работы: выполнять практические задания было легко, но на собеседованиях ей не удавалось свободно говорить, возможно, из-за этого у работодателей складывалось о ней предвзятое впечатление.

 

Первые попытки найти работу


Патриция начала искать работу ещё на первом курсе, когда поняла, что у неё уже есть какие-то базовые знания. Она хотела устроиться ассистентом, чтобы с самых азов познакомиться с профессией и понять, что ей нравится больше всего. Она просматривала вакансии и в соцсетях, и на сайтах объявлений.

 

В итоге всё получилось — какое-то время она работала специалистом по цифровому маркетингу, познакомилась с написанием текстов и поняла, что это ей нравится. Так появился первый опыт, который можно было добавить в резюме.

 

«Да, молодёжь может найти, например, работу официантом — в этой сфере всегда не хватает людей. Но если хочешь работать в своей отрасли, если у тебя есть амбиции, всё становится сложнее. Найти что-то почти невозможно. А если и удаётся, то нужно быть готовым работать за очень маленькую зарплату, делать всё в рамках одной должности, а иногда ещё и терпеть ужасные условия труда», — считает Патриция.

 

Требуют опыт, но не дают возможности его получить


Главная проблема рынка труда, по её мнению, в том, что молодым специалистам не дают возможности набраться опыта.

 

 

«Под моим постом на LinkedIn многие писали, что в их сфере не хватает сотрудников, но при этом нужны опытные специалисты. Это какой-то замкнутый круг: новичков брать не хотят, но как тогда стать экспертом? Мне кажется, что многие работодатели боятся тратить время на обучение, но ведь любого нового сотрудника придётся учить. Иногда складывается впечатление, что ищут идеального кандидата — вакансия висит три месяца, но никого не берут, потому что всё ждут того самого».

 

Патриция оценивает свои ожидания по зарплате реалистично:

 

«Я человек, который больше не живёт с родителями, у меня есть квартира, счета, свои желания. Я уже мею опыт в выполнении мелких обязанностей на рабочем месте, а также трудностей, чтобы хотеть какого-то комфорта. Когда я в последний раз искала вакансии, минимальная сумма, на которую я готова была согласиться после вычета налогов, — 1000 евро. По-моему, это просто возможность хоть как-то выжить».

 

Всё получилось!


История Патриции закончилась удачно — ей удалось найти работу, хотя это было непросто.

 

 

«Мой предыдущий начальник увидел, что я всё ещё ищу работу. Он позвонил и предложил порекомендовать меня сотрудникам своей бывшей компании. Так всё и случилось. В Латвии очень важно поддерживать знакомства и хорошие связи, потому что никогда не знаешь, кто может помочь найти новый проект. Сейчас я работаю младшим менеджером проектов в агентстве. Первые впечатления потрясающие! Среда настолько хороша, что в это сложно поверить. Каждое утро я просыпаюсь с улыбкой и с радостью иду в офис к коллегам. Видимо, все предыдущие трудности готовили меня именно к этому».

 

Главные выводы Патриции о поиске работы

  • Работодатели хотят опытных сотрудников, но не готовы учить новых.
  • Им стоит быть более гибкими и рассматривать больше кандидатов — тогда вакансии будут закрываться быстрее.
  • Связи и знакомства очень помогают при поиске работы.
  • Чтобы сотрудник был мотивирован, очень важен микроклимат в компании — он имеет почти такое же значение, как и зарплата.