Уже летом в Латвии взлетят цены на электричество1


В феврале Латвия и две ее соседки по региону окончательно разорвут электрическое кольцо БРЭЛЛ, соединявшее сети трех стран Балтии, России и Беларуси в единую систему, что автоматически приведет к повышению цен на электроэнергию. Насколько это отразится на наших счетах?

Соглашение о создании электрического кольца пяти стран было подписано в 2001 году. В его рамках Россия занималась диспетчеризацией (ее энергетики следили за тем, чтобы из тех сетей, где в данный момент слишком густо, перетекало туда, где пусто, и таким образом, чтобы электричества хватало везде), а также балансировкой, подкидывая в сети при необходимости свое электричество.

 

Однако еще в 2017 году эксперты НАТО дали настойчивые рекомендации государствам Балтии — в силу геополитических причин и стратегических целей — избавиться от энергетической зависимости от РФ и РБ, поскольку это является вопросом безопасности.

 

С тех пор шла кропотливая подготовка к разрыву отношений. И 8 февраля, согласно плану, когда начнет функционировать общий рынок балансировочной мощности в странах Балтии, будет сделан последний шаг. Правда, это влетит всем трем странам в копеечку.

 

Введение новых механизмов стабилизации работы системы и необходимость создания резервных мощностей приведет к увеличению затрат на эксплуатацию и балансировку. В этом году траты составят 40,74 миллионов евро, причем расходы первого полугодия будут покрыты средствами оператора Augstsprieguma tīkls. Ну, а дальше, 1 июля сего года, придется платить потребителям, что автоматически скажется на счетах за электричество.

 

В интервью Латвийскому радио председатель Комиссии по регулированию общественных услуг (SPRK) Алда Озола заверяет нас, что платить придется ненамного больше. По ее прогнозу, в среднем счета на электроэнергию увеличатся у латвийцев всего на 5%.

 

Получается, что прибавка к нашим счетам составит от полутора до нескольких евро. Но это — если речь идет о небольших домохозяйствах. Тогда как для крупных потребителей счета увеличатся намного больше. Какое нам до них дело? Cамое прямое. Ведь любое производственное предприятие или, к примеру, центр обработки данных с его мощными компьютерами, любые торговые сети, торгующие скоропортящимися продуктами, для которых требуются холодильные установки, автоматически заложат увеличение своих затрат в стоимость продукции. За что, как несложно догадаться, заплатит конечный потребитель.

 

Таким образом, подорожание электричества — это не просто плюс пять процентов в наших счетах, но и подорожание всего и вся. Как справедливо замечает по этому поводу оппозиционный депутат Рижской думы Константин Чекушин, «поскольку электричеством пользуются абсолютно все, то это отразится на всей экономике страны». Он же напоминает, что зарплата у самой Алды Озолы — около 7 тысяч евро, а потому «лично для неё, как и для многочисленных членов правлений разных регуляторов, комиссий, подкомиссий, советов и прочих полу-паразитических структур с огромными зарплатами, все эти изменения как слону дробина». И им глубоко безразлично, что «народ уже просто не вытягивает».

 

Нам же хочется добавить вот что еще. Чем сильней делается ставка на «зеленую энергетику» (а Зеленый пакт ЕС по-прежнему «наше все»), тем больше требуется резервных мощностей (эффективность солнечных и ветряных электростанций — штука плохо предсказуемая). Это увеличивает расходы, связанные с разрывом БРЭЛ. Кроме того, с каждым новым пакетом антироссийских санкций на мировом рынке растет цена на газ, а сейчас речь идет о том, чтобы запретить еще и сжиженный газ из РФ, что гарантирует новый всплеск стоимости кубометра метана.

 

И оба перечисленных фактора неумолимо наводят на мысль, что 5% роста наших платежей за электричество — это только начало...