Реформа имени Абу Мери: провинция рискует лишиться аптек


Фармацевтическая реформа — детище министра Абу Мери — разочаровала общество. Вместо обещанного удешевления лекарств многие подорожали. И есть риск, что в провинции аптеки закроются, а медикаменты придется доставлять курьерами.

Этот год для латвийских пациентов начался с большого недоумения. Министр здравоохранения обещал, что лекарства в аптеках значительно подешевеют, а они наоборот подорожали.

 

Речь идет о самых популярных, чаще всего покупаемых медикаментах стоимостью до 5 евро. Что стоило 3,65 евро теперь стоит 4,89 евро, за что прежде аптеки брали 1,85 евро, теперь берут 2,99 евро, и так далее.

 

Также в чеках появилась новая графа расходов — за обслуживание рецепта. Люди с хроническими заболеваниями, давно назубок знающие правила приема своих привычных лекарств, теперь обязаны почему-то платить за то, что фармацевт их «обслужит», распечатав и наклеив эти правила на упаковку, хотя клиенту это не нужно. Но отказаться от «услуги» нельзя. И возникает вопрос: а за что сотрудники аптеки получают зарплату? Ну, давайте еще доплачивать им за каждый ответ на вопрос: есть ли в аптеке то или иное лекарство!

 

Все эти новинки — изобретение Абу Мери, который скоро, похоже, сможет номинироваться на звание худшего министра здравоохранения за последние 34 года. За такое звание явно проголосуют почти 20 тысяч человек, подписавшихся под свежей петицией на Manabalss.lv, где они требуют «не возлагать на пациентов ненужное финансовое бремя» и «не подрывать доверие к обещаниям правительства снизить стоимость лекарств». Странно, если их петиция еще не ушла на рассмотрение в Сейм: за считанные дни она собрала вдвое больше подписей, чем требуется.

 

В итоге в парламентской подкомиссии по общественному здоровью таки были вынуждены констатировать, что в социуме царит возмущение действиями Минздрава в лекарственной сфере.

 

Однако сам Минздрав все упреки отвергает и свою реформу наоборот расхваливает в стиле «люди просто не понимают своего счастья». Как заявил парламентский секретарь Министерства здравоохранения Артем Уршульский, с 1 января вступили в силу новые потолки наценки на лекарства, которые могли в ряде случаев понизить цены на медикаменты до 20%.

 

Увы, ключевое тут слово - «могли», очень удобное своей неопределенностью. Могли понизить, а могли и нет. И пока в Минздраве уверяют, что буквально завалены отзывами благодарных пациентов (которые за набор лекарств платили, к примеру, 100 евро в месяц, а сейчас уже только 75), соцсети пестрят противоположными примерами. Недовольство людей подтвердила и депутат Сейма Рамона Петравича (бывший министр благосостояния), сообщившая, что к ней обращается куча людей с жалобами, что вместо понижения цен на лекарства случилось их повышение.

 

В попытке загасить этот негатив Минздрав поспешил напомнить, что зато теперь можно единовременно получить по 1 рецепту 3-месячный запас лекарств. В таком случае за услугу фармацевта нужно платить один раз. Вот только в добром и заботливом Минздраве почему-то не подумали: а есть ли у латвийцев деньги для обширных закупок медикаментов на 3 месяца вперед…

 

Но имеется и куда более грозная проблема, порожденная реформой Минздрава. Как заявила глава парламентской подкомиссии по общественному здоровью Лига Козловская, «есть первые сигналы о продаже сельских аптек», которые «хотят заменить курьерами». Ибо в ходе реформы Минздрава содержать эти аптеки в провинции становится для владельцев слишком дорого.

 

Получается, что абсолютно прав был экс-министр здравоохранения (а ныне управляющий сетью аптек Latvijas aptieka) Гунтис Белевич, когда еще осенью прогнозировал, что число аптек в стране сильно сократится (в основном, за счет сельской местности), поскольку «продажа лекарств перестанет приносить привычную маржу».

 

Логика его прогноза была такова. На пути от производителя медикамента до пациента цена повышается на четырех этапах. Первый этап — это производитель, которому в Латвии до этого года дозволялось назначать любую цену на свой товар – без ограничений.

 

Второй этап — это оптовики, покупающие лекарства у производителей и затем продающие их аптекам. Они ранее имели право установить свою наценку в размере до 10% от цены, за которую купили лекарство у производителя (плюс расходы за регистрацию лекарства).

 

Третий этап повышения цены — аптеки, которым разрешалось ставить наценки по регрессивной шкале (чем дешевле товар, тем выше наценка, и наоборот).

 

Но есть и четвертый фактор, влияющий на цену лекарства — это налог государства (налог на добавленную стоимость на медикаменты) в размере 12%. Между тем, в развитых странах (и у наших соседей по Балтии) он значительно меньше, ведь речь идет о здоровье граждан. Наживаться на таком государству грешно! Однако в Латвии власти так не считают. Поэтому Абу Мери (а он, напоминаем, министр от правящей партии - «Новое Единство») и не подумал о столь логичном решении, как снижение НДС на медикаменты до 5%, хотя именно таким он был в Латвии до кризисного 2008 года. Повышение налога на медикаменты до 12% власти тогда назвали «временным решением», но теперь эта цифра стала священной коровой, на которую Минздрав и не думает посягать. Ведь речь о поступлениях в бюджет. Получается аморальная картина: чем хуже здоровье латвийцев, тем чаще они покупают лекарства, и тем выгоднее эта ситуация государству.

 

Так вот, сегодня реформа имени Абу Мери ограничила возможности наценки производителям и оптовикам. Но что это влечет за собой? Что ни производители, ни оптовики не смогут позволить себе продавать лекарства со скидкой. Из-за небольшой маржи содержание аптек оказывается по плечу лишь крупным сетям. Но даже им со временем станет невыгодно содержать аптеки в маленьких населенных пунктах. Ведь бизнес всегда идет по пути рентабельности, поэтому аптеки в регионах будут закрываться, а доступность медикаментов ухудшаться.

 

Что нам могут предложить взамен? Хочешь получить лекарство — заказывай услугу через курьера. Да, это с каждым месяцем становится все дороже и дороже (топливо-то дорожает). Но других вариантов не остается. Притом что использование курьеров для доставки лекарства из столицы в Латгалию может повысить цену на упаковку на 10 евро.

 

В общем, интересные последствия тянет за собой «аптечная реформа» имени Хосама Абу Мери. Тем не менее, Минздрав, невзирая на возмущение общественности, по-прежнему убежден, что все делает правильно...