Кого положат на рельсы? Rail Baltica докатилась до уголовного дела1

Кого положат на рельсы? Rail Baltica докатилась до уголовного дела

Генпрокуратура начала уголовный процесс по факту нанесения ущерба государственному бюджету должностными лицами, ответственными за реализацию проекта Rail Baltica. Кто ответит конкретно, выяснит следствие.

Как уже многократно писалось, в ходе реализации проекта Rail Baltica госбюджету Латвии был нанесен огромный ущерб. Менеджеры больше десяти лет получали огромные зарплаты, консультанты за бешеные деньги давали умные советы — и каков результат? То, что следовало построить, не построено, зато построено то, что в планах ЕС (он участвует деньгами) вообще не предусматривалось.

 

Ответственные за проект в Латвии мухлевали с цифрами, произвольно завышали сметы, смело вписывали в план новые станции и прокладывали новые линии, - в общем, творили что хотели. А Минсообщения вместо того, чтобы их окоротить, наоборот их покрывало, устраивая махинации с цифрами. Изначальная стоимость проекта (1,97 млрд евро) росла, как на дрожжах и сейчас составляет 9,59 млрд евро. Однако Минсообщения, скрывая очередное удорожание Rail Baltica от правительства, пересчитывало все в старых, давно не существующих ценах. Ну, а правительство же, словно наивный простачок, все это проглатывало, не задавая лишних вопросов и делая вид, что не подозревает о растущей многомиллиардной дыре в проекте Rail Baltica.

 

А ведь понятно, что ЕС такого финансирования нам не обещал, а значит платить эти миллиарды придется из госбюджета ЛР. И кто за это ответит?

 

Госконтроль просто перечислил все грубейшие нарушения в своем отчете, но фамилий не называл. Сейм пошел дальше: парламентская комиссия по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта Rail Baltica, перечислила всех виновных, но оговорилась, что они несут «политическую вину».

 

И в самом деле, как определить, например, вину министра финансов Арвилса Ашераденса, который, уже имея на руках отчет ревизии, выявивший проблемы с Rail Baltic, в течение нескольких месяцев ничего не предпринимал? Видимо, думал — авось рассосется.

 

 

Поэтому парламентская комиссия разделила всех, кто, по ее мнению, причастен к сложившейся ситуации, на три категории. В первую (красный список) вошли те, допустил существенные ошибки, во вторую (оранжевый список) — те, кто должен был реагировать, но не отреагировал, в третью (желтый список) — те, кто не занял достаточно активную позицию при реализации проекта.

 

Красный список — это бывший премьер-министр Кришьянис Кариньш, нынешний министр сообщения Каспарс Бришкенс и бывший министр сообщения Талис Линкайтс.

 

Оранжевый — это бывший председатель правления и исполнительный директор RB Rail Агнис Дриксна, бывший министр сообщения Анрийс Матисс, нынешний министр финансов Арвилс Ашераденс, госсекретарь Министерства финансов Байба Бане, бывшая руководитель RB Rail Байба Рубеса, бывший заместитель госсекретаря Министерства сообщения, ныне председатель правления Автотранспортной дирекции Динс Мерирандс, бывшая госсекретарь Минсообщения Илонда Степанова, бывший госсекретарь Минсообщения Каспарс Озолиньш, бывшая и. о. госсекретаря Минсообщения и бывшая председатель совета RB Rail Лигита Ауструпе, бывшая заместитель директора департамента железнодорожной политики и инфраструктуры Минсообщения Олита Берзиня и бывший министр сообщения, ныне министр благосостояния Улдис Аугулис.

 

Наконец, желтый список — это бывший министр финансов, ныне депутат Сейма Янис Рейрс, бывший председатель правления Eiropas dzelzceļa līnijas Каспарс Вингрис, бывшие премьер-министры Лаймдота Страуюма и Марис Кучинскис.

 

Как отметил глава комиссия Андрис Кулбергс, 9 министров и премьеров в вышеуказанном списке — это партии «Единство», правящей на протяжении последних пятнадцати лет. Но при этом Кулбергс подчеркнул, что комиссия дала не юридическую, а политическую оценку должностных лиц: «Это не доска позора, мы не адвокаты и не полицейские».

 

А юридическая оценка — она еще впереди. Именно парламентская комиссия передала все материалы в Генпрокуратуру, и теперь та, оценив все документы, возбудила уголовное дело. Пока — без обвиняемых, просто по факту нанесения крупного ущерба. Но нет сомнений, что они появятся. За разбазаривание государственных средств кто-то должен ответить.