Со свастикой на лбу, с ножом и коровьим сердцем в руках Кристианс Бректе, заведующий кафедрой живописи Латвийской академии художеств, поздравил страну с Днем провозглашения Латвийской Республики. Общество в шоке, Бректе требуют наказать и даже обвиняют в российской пропаганде.
«Я люблю тебя, Латвия!» - говорит Бректе, стоя под скульптурой «Мать Латвия» на Братском кладбище с огромным окровавленным куском мяса в руках — коровьим сердцем. В следующих кадрах он уже бежит с истошным воплем и государственным флагом по полю. И, наконец, сидит в своей мастерской: на стенке — христианские кресты, на пальцах Бректе — перстни в виде человеческих и козлиных черепов, на лбу нарисована свастика. Непрерывно издавая дикие вопли, он кромсает сердце и готовит суп, в который блюет взятой в рот красной краской...
В общем, уж поздравил так поздравил!
Безумен ли Бректе или просто цинично шокирует общество, чтобы привлекать к себе внимание? Таким вопросом задается большинство людей, увидев его работы, где от художественного искусства нет ни художественности, ни искусства, зато явно просматривается тяга к некрофилии, расчлененке и сатанистской символике.
Тем не менее, Латвийская художественная академия считает его профессионализм настолько несомненным, что доверила ему должность заведующего кафедрой живописи. А «коалиция перемен» Рижской думы настолько в восторге от его стиля, что разрешила мастеру расписать многогрудыми дьяволицами стену столичной школы.
В последнее время Бректе увлекся акционизмом: снимает так называемые «кулинарные ролики». Например, на Пасху он бил об козлиный череп яйца, чтобы приготовить «фальшивого зайца» и мешал фарш, обставившись фигурами Богоматери и Иисуса. При этом вопил так, словно в него вселилось сто бесов. Народ в соцсетях тогда повозмущался, но на оскорбление религиозных чувств в правоохранительные органы никто не пожаловался. И Бректе свои «акции» продолжил.
Сейчас реакция на «кулинарный ролик» к Дню независимости вызвала еще большее возмущение. Депутат Сейма и бывший министр экономики Илзе Индриксоне (Национальное объединение) написала в соцсети Х: «Видео Кристиана Бректе, опубликованное во время национального праздника и затрагивающее наши основные национальные ценности, является неуместным, неприемлемым и оскорбительным. Представленное как выражение искусства, оно не кажется остроумным, а скорее вызывает чувство отвращения. Необходимо осознавать, что свобода творчества не абсолютна».
И хотя даже тут у Бректе нашлись защитники («это попахивает ограничением свободы слова», «Для Илзе еще не умер Советский Союз»), большинство комментаторов согласились с Индриксоне, назвав творчество Бректе «навозным», «отвратительным» и «бездарным». Вот некоторые из комментариев:
- «Я считаю его страдающим тяжелыми комплексами и отклонениями, не совсем здоровым, но очень навязчивым и самоуверенным провокатором. Я не знаю никого, кому бы не было противно это «искусство».
- «Очередная выдающаяся бездарность ЛХА, отличный материал партии «Прогрессивных», для которых все, что связано с Латвией, плохо».
Некий «лангист» (да, у нас в стране уже есть такое звание, представьте) под ником Taisnības kalps, вообще заявил, что Бректе занимается «российской пропагандой» (видать, сам Путин вырвал из коровы и вложил в руки художника сырое сердце). Правда, его кумир — Ланга оказалась не столь категорична и призвала «безвкусные провокации» Бректе просто игнорировать.
А вот комментарий публицистки «Неаткариги» Элите Вейдемане: «Больная душа с соответствующими проявлениями, но как, скажите, КАК он стал заведующим кафедрой? А как поживают те, кто работает на этой кафедре?».
Сам Бректе воспринял критику с иронией. «Я хотел показать, что любимая еда латыша — другой латыш», - объяснил он творческий посыл своего ролика к Дню независимости страны. И что блюдо, в которое он крошил мясо, кидал макароны и куда блевал красной краской, это «рвотный суп, который нам готовят СМИ из человеческих трупов и крови в Украине», ингредиентами которого являются сырость власти и уничтоженное человечество».