Директор департамента фискальной политики Минфина Нил Сакс высказал озабоченность финансовой ситуацией. По его мнению, высок риск того, что дефицит латвийского бюджета все же превысит 3% ВВП. Чем это грозит?
Дефицит латвийского бюджета, переданного правительством на рассмотрение Сеймом, запланирован на уровне 2,9% ВВП. Поступления ожидаются в размере 15,081 млрд евро, а расходы - в размере 17,093 млрд евро. И эта цифра 2,9 %, говорит о том, что мы уже находимся у красной черты, которую нарисовал Брюссель. Как известно, странам ЕС воспрещается формировать бюджеты с дефицитом свыше 3% от ВВП.
А в 3% мы, вероятно, удержаться не сможем. Как известно, на днях Международный валютный фонд понизил прогноз роста ВВП Латвии как на текущий, так и на следующий год. Если в апреле МВФ прогнозировал, что ВВП Латвии в этом и следующем годах увеличится на 1,7% и 2,4%, то в свежем отчете оценки экспертов скромнее – в этом году мы вырастем лишь на 1,2%, а в следующем -- на 2,3%.
Кроме того, остаются и фискальные риски. По словам Сакса, существует серьезная опасность более низких поступлений в бюджет (собираемость налогов оставляет желать лучшего), а это означает, что дефицит в 2025 году может превысить порог в 3% уже при текущем бюджетном предложении.
Источник же финансирования дефицита госбюджета ровно один – это займы. Однако размер нашего госдолга приближается к 19 миллиардам, и при нынешнем дефиците Латвия уже должна выплачивать около 600 миллионов евро в год в виде процентов. Часть одолженных средств идет на рефинансирование (то есть выплату) старых долгов, часть – на финансирование дефицита бюджета. Но проблема в том, что дальнейшее увеличение долга может выйти нам боком, ухудшив кредитный рейтинг.
Дело в том, что при рефинансировании госдолга новые процентные платежи напрямую зависят от кредитного рейтинга страны. Чем он выше, тем ниже процентные платежи, и наоборот. А как отметил Сакс, нынешний высокий кредитный рейтинг Латвии поддерживается исключительно благодаря фискальной дисциплине, которую мы до сих пор соблюдали. Так что получается замкнутый круг. Дефицит бюджета заставляет нас заимствовать, а увеличение наших долговых обязательств может существенно ухудшить условия кредитования. То есть занимать нам придется по более высоким процентным ставкам, чем раньше.
Что делать – непонятно. Ведь если Латвия превысит порог дефицита бюджета в 3% от ВВП, установленный Европейской комиссией, как того опасается Сакс, то это угрожает нам не только недофинансированием целого ряда отраслей, отложенными проектами и затягиванием поясов, но и штрафами от ЕК за нарушение финансовой дисциплины.
Эти штрафы прописаны в рекомендациях ЕК, хотя на практике еще не разу не применялись.
В частности, южные страны ЕС уже много лет не соблюдают ограничения по дефициту бюджета, но Еврокомиссия закрывает на это глаза, опасаясь, что при чрезмерном давлении они могут просто выйти из Союза.
Так что у Латвии есть шанс попытаться убедить Еврокомиссию разрешить ей с учетом сложных обстоятельств (финансовый кризис, замедление роста экономики, война в Украине и прочее) более высокий дефицит бюджета. Например, до 3,2% или 3,4% ВВП. Или же торжественно пообещать что в ближайшем будущем дефицит бюджета сократится за счет бурного экономического роста. Хотя в последнее, честно говоря, верится с трудом…