Столичная дума продолжает непримиримую борьбу с советским наследием и символами российского империализма. Комитет по финансовым и административным вопросам поддержал демонтаж памятника Барклаю де Толли. И не его одного...
Инициатором сноса стал вице-мэр Риги Эдвард Ратниекс (Нацблок), для которого борьба с памятниками в городской среде давно стала навязчивой идеей. Настолько, что она полностью заместила собой проблемы разбитых в хлам столичных дорог, обваливающихся балконов, забитых ливневок и прочих скучных хозяйственных вопросов, на которых громко не попиариться, ибо сначала надо долго и усиленно работать.
Иное дело — снос памятников и ликвидация памятных табличек и знаков. Делать ничего не надо, принял решение — и порядок, можно ходить гоголем перед своим электоратом: ну, есть ли в этом городе больший патриот?
Так что Ратниекс сейчас добился своего. Вчера комитет по финансовым и административным вопросам Рижской думы принял решение демонтировать и переместить несколько памятников, включая статую бывшего полководца, военного министра Российской империи Михаила Барклая де Толли, находящуюся в парке Эспланады.
Не станет и памятника латышскому советскому писателю Андрису Упитсу у Дома Конгрессов.
Уберут с глаз долой из Кронвальдского парка памятник классику латышской литературы Морицу Эдуарду Зильберту (писал под псевдонимом Судраб Эджус). Его планируют в конечном счете перенести на кладбище, где похоронен писатель.
Все эти ненавистные имена, по мнению столичного руководства, должны быть навсегда вычеркнуты из памяти рижан и латвийской истории.
Особенно — Барклай, герой войны с Наполеоном 1812 года. Тут комитет напирает на то, что памятник исторической ценности не представляет, ведь это лишь копия того памятника, что некогда стоял в Риге (копию подарил городу предприниматель и мецант Евгений Гомбрег). А также на то, что сам Барклай к Риге отношения не имеет.
Хотя, это, мягко говоря, не так. Семья Барклаев поселилась в наших краях еще в XVII веке: предки русского полководца служили тогда в шведской армии. А его дед Вильгельм Барклай-де-Толли был юристом и бургомистром Риги.
Но для «коалиции перемен» это не аргумент. Статую снимут с пьедестала и вернут Гомбергу (который уже пообещал, что потребует от Рижской думы возмещения убытков через суд). А вот с постаментом пока не определились. Он как раз — тот самый, подлинный, исторический. И так просто его сковырнуть со своего исторического места не получится.
Окончательное решение о демонтаже и переносе памятников будет принято на заседании Рижской думы, которое состоится 16 октябрz. Но в том, что оно будет положительным, можно не сомневаться.
Вряд ли изменит ситуацию и то, что Русский союз Латвии намерен провести в это воскресенье пикет перед памятником (начало в 12.00), чтобы выразить протест против сноса и обратить внимание общественности, городских властей и правоохранительных органов на участившиеся случаи вандализма в отношении монумента. Многострадальный памятник Михаила Богдановича заматывали черной пленкой, несколько раз обливали краской, а на днях националист Элвис Мейстерс со злорадством выбросил букет цветов, принесенный кем-то к скульптуре, в мусорник.