Инцидент с начиненным взрывчаткой российским боевым дроном, который 7 сентября нарушил воздушное пространство Латвии и пролетел десятки километров по территории нашей страны, ставит под сомнение способность Министерства обороны обеспечить эффективную и немедленную работу системы противовоздушной обороны в случае потенциальной угрозы, пишет la.lv.
После встречи с генсекретарем НАТО Йенсом Столтенбергом в январе этого года министр обороны Андрис Спрудс (на фото - ред.) заявил, что необходимо сделать еще больше для укрепления противовоздушной и противоракетной обороны альянса. В конце июля он подчеркнул, что укрепление национальной безопасности и обороны является одним из главных приоритетов правительства. Однако беспрепятственное проникновение беспилотников на территорию Латвии и их «прогулки» по латвийскому воздушному пространству доказывают обратное.
Бывший министр обороны Артис Пабрикс также подчеркнул, что «беспилотник нужно было сбить». В настоящее время неясно, кто и почему принял решение о беспрепятственном пролете над территорией Латвии российского беспилотника, начиненного взрывчаткой, но, как сообщил 9 сентября в программе LTV «Панорама» бывшие госсекретарь Янис Гарисонс, «коммуникация Минобороны после инцидента с дроном, начиненного взрывчаткой, вызывает больше вопросов, чем ответов, и, общаясь таким образом с населением, Национальные вооруженные силы играют на своем престиже».
Закон требует, чтобы министр принял решение
По поводу прилета российского беспилотника на территории Латвии министр обороны заявил, что начато расследование не только этого случая, но и того, «можно ли было подумать об альтернативных вариантах, были ли действия адекватными», заявил 10 сентября Андрис Спрудс в эфире «Rīta Panorāmа» на LTV.
Между тем член комиссии по национальной безопасности Сейма Янис Домбрава в эфире «Пресс-клуба» сказал: «Понятно, что есть субординация, есть передача информации ответственным лицам, которые должны принять решение, и я лично хочу понять, все ли было сделано правильно или на каком-то этапе была допущена халатность, которую мы не можем позволить себе».
Домбрава также подчеркнул, что в статье 11 (3) Закона о национальной безопасности четко сказано следующее:
«В случае крайней необходимости, чтобы предотвратить ущерб интересам национальной безопасности, и если есть основания полагать, что воздушное судно используется в качестве оружия для уничтожения людей, министр обороны принимает решение о том, следует ли предпринять боевые действия против воздушного судна на территории Латвийской Республики».
Российская сторона проверяет решимость НАТО?
«Главная задача Министерства обороны и НВС - безопасность и оборона Латвии, что означает развитие возможностей на всех уровнях. В этом году инвестиции в оборону Латвии достигли 3% от ВВП. Чтобы быть готовыми к любому сценарию угрозы, мы вооружаемся», - сказал Спрудс в публичном сообщении летом этого года.
Премьер-министр Эвика Силиня на заседании Совета национальной безопасности признала, что подобные инциденты с полетами иностранных беспилотников в Латвии могут повторяться по мере продолжения войны в Украине. Однако инцидент с российским дроном говорит о том, что Министерство обороны не готово даже к такому вызову, как полет в воздушном пространстве Латвии одного российского беспилотника Shahed.
Как отмечает Фредрик Весслау, старший научный сотрудник Стокгольмского центра восточноевропейских исследований, в своей статье «Пограничным странам НАТО срочно нужен щит ПВО» (Foreign Policy, 10.09.2024), некоторые полеты оснащенных взрывчаткой беспилотников в воздушное пространство НАТО могут быть случайными, но некоторые не кажутся такими уж случайными.
Системы ПВО IRIS-T способны противостоять вражеским самолетам и беспилотникам в радиусе до 40 километров и на высоте до 20 километров. Контракт на их приобретение был подписан 11 сентября 2023 года в Реттенбахе (Германия) тогдашним министром обороны Латвии Инарой Мурниеце вместе с министром обороны Эстонии Ханно Певкуром.