Ринкевич в недоумении: цифра зарплат членов совета SEPLP поразила президента


Известие о том, что пяти членам правления Совета общественных электронных СМИ (SEPLP) предлагается зарплата от 9000 до 10 000 тысяч евро в месяц, вызвало недоумение у президента страны Эдгара Ринкевича. Ведь даже он, к слову, получает меньше.

Глава государства заявил Neatkarīgā Rīta Avīze буквально следующее: «Поскольку моя зарплата ниже, я предпочитаю не комментировать эти цифры, чтобы не показаться завистником. Это я иронизирую. Но если серьезно... Если мы говорим о торможении роста зарплат, мы тормозим везде. Это относится ко всему, что касается государственного управления. SEPLP не объяснила уровень и структуру вознаграждения: почему такие высокие зарплаты у членов правления?».

 

Рассуждая о функции общественных СМИ и их надзорном органе, президент высказал такую мысль: «Давайте не будем обманывать себя: это не история о конкурентоспособности. Это общественное СМИ с важной функцией, но это не компания. Его работа основана на ряде законов, но давайте посмотрим на это с другой стороны: нужна ли нам система, в которой обязательно должны быть советы и правления?.. То же самое касается целого ряда компаний, их менеджмента. Я считаю, что на них тоже сказывается это замедление роста зарплат. Что касается зарплат руководства государственных СМИ, то, думаю, журналистам государственных СМИ будет нелегко брать интервью у чиновников, зная, что один за другим они будут говорить: а как же зарплата вашего руководства?».

 

Как говорится, не в бровь, а в глаз. Эдгар Ринкевич дал понять, что тем же вопросом он задается и в отношении руководства больницами (ранее он заявил, что дополнительные средств на здравоохранение можно получить, пересмотрев модель управления госбольницами), и в отношении ряда различных государственных компаний. Особенно с учетом нынешней ситуации с бюджетом.

 

Справедливости ради надо заметить, что зарплата президента немногим ниже (на данный момент до вычета налогов президент страны, глава Сейма, премьер-министр, председатели Конституционного и Верховного суда страны получают 8440 евро, а в 2025 году их зарплаты увеличатся до 8946 евро в месяц). Но у них, прямо скажем, и ответственности больше.

 

Тогда как эта бесконечная синекура — когда госчиновники совмещают свою основную должность с бесполезным просиживанием штанов и юбок на теплых местах членов и председателей советов госпредприятий, получая сразу по две-три зарплаты, - длится уже многие годы, прогрызая в госбюджете изрядную дыру. Одни и те же люди, оказываясь «специалистами» буквально во всем, надзирают то за железной дорогой, то за водоснабжением, то за связью, то за больницами — и при этом не несут ответственности, если курируемое ими предприятие терпит убытки за убытками. Хочется спросить: зачем они вообще нужны?

 

Но так радикально правительство вопрос ставить не решается. Пока премьер-министр Эвика Силиня лишь с пафосом призвала политиков, чиновников и госпредприятия умерить свои аппетиты и сократить расходы в госуправлении. Тем более что, по данным Банка Латвии, за семь месяцев этого года зарплаты в госсекторе возросли на 18%, и частный сектор просто не поспевает за государственным, что уже тормозит экономику.

 

Однако чиновники к ее призывам остаются глухи — что ярко показывает предложение по зарплатам SEPLP. Впрочем, премьерская «демонстрация намерений», сделанная больше для СМИ и обывателей, никого не обманула. Ведь премьер-министр может не просить и не убеждать — у нее есть полномочия просто издать резолюцию с требованием сократить расходы министерств, а также инициировать замораживания зарплат чиновников и политиков на законодательном уровне. Было бы желание! А его, увы, в реальности не наблюдается.

 

Тем временем тучи над страной продолжают стремительно сгущаться. Налоговые поступления отстают от плана, экономика стагнирует, расходы растут, а госдолг Латвии достиг 17,6 миллиардов. И возникает логичный вопрос – как и за счет чего государство собирается сводить концы с концами, если оно не готово жертвовать даже фантастически раздутыми зарплатами управленцев? Неужели вся надежда лишь на очередное повышение налогов?