Школьному и дошкольному образованию на русском вынесен окончательный приговор

 


Ликвидация всего школьного и дошкольного образования на русском языке — законна, даже если речь о частных учебных заведениях. Так решил Конституционный суд Латвии.


Попытки правозащитников отстоять права русскоязычных детей на обучение на родной речи хотя бы в частных школах и детсадах потерпели поражение. В среду Конституционный суд Латвии вынес окончательное решение: полный перевод частных образовательных учреждений на латышский — законен.

 

Общение педагогов с детьми должно происходить только на государственном языке. Даже если это малыши трех лет. Даже если это дети с умственным отставанием. Билингвальное образование (курс на которое Латвия взяла в нулевые — тогда двуязычие считалось преимуществом для страны) Конституционный суд признал неверным шагом. Оно, по мнению суда, не устранило сегрегацию и самосегрегацию школьников и не привело к должному уровню владения госязыком. А такая ситуация несет в себе риск для будущего выпускников, уверен КС.

 

Поправки необходимы, чтобы окончательно устранить последствия политики русификации, считает Конституционный суд. Согласно его заключению, русский язык в Латвии по-прежнему самодостаточен, что дискриминирует носителей латышского языка.

 

А как же права русскоязычных на то, чтобы сохранять и развивать родной язык и культуру? По мнению КС, с этим все в порядке: в рамках образования по интересам сохранение и развитие происходит в достаточном объеме. Но почему тогда существуют польская школа, украинская школа, еврейская и так далее, тогда как русской (даже частной) — нельзя?

 

На это КС отвечает, что разное отношение к русскоязычным школам нацменьшинств и школам, которые действуют на основе межправительственных договоров, оправданы. Польская, украинская, еврейская и прочие школы нацменьшинств не усиливают русификацию. А вот частная школа или частный садик с русским языком обучения — еще как.

 

В общем, в гроб образования для русскоязычных детей на родном языке вбит последний гвоздь. Самодостаточность их языка признана экзистенциальной угрозой для страны.

 

Приговор Конституционного суда обжалованию не подлежит.

 

Напоминаем, что иск в КС подавал юрист Тенгиз Джибути — как законный представитель своих детей, 3-летнего Доминика и 13-летней Даны. Он отстаивал их право учиться на родном языке хотя бы в частных учебных учреждениях.

 

В суд вызывали представителей самих учебных заведений (частных и публичных), министерства образования и его подразделений, экспертов в области международного права (в лице экс-президента Латвии Эгилса Левитса), педагогики, детской психологии, социологии.

 

Рассмотрение продлевалось, чтобы особо тщательно изучить дошкольное образование, которое до 5 лет необязательно. Представитель частного детсада «Галактика» рассказывал суду ситуацию, когда двухлетняя русская девочка плакала, не понимая, что ей говорят, а педагоги боялись утешить ее по-русски, чтобы не нарушить закон.

 

Суд эту историю выслушал с большим вниманием. И — вынес свой вердикт.